Дина Ходжаева — жизнь без дублей

22 декабря 2014

418

Человек жив, пока жива и хранима память о нем. Если следовать этому весьма спорному утверждению, то великого Макса Пенсона можно уверенно считать живым. Сохранить память об отце — задача, которую поставила перед собой и блестяще решила его верная дочь Дина.

Дина Максимовна — яркий пример деятельной любви, не на пустых словах, а в реальных делах и поступках. Говорить с Диной Максимовной о ней самой — пустое занятие: она ненавязчиво переведет разговор на любимых отца и мужа, жизнь и творчество которых стало самой главной частью и ее жизни.

«Для нас он был просто папа»

Без Дины и Файзуллы Ходжаевых не было бы всего, что мы знаем о Пенсоне: бесславно пропал бы архив, а имя, ставшее синонимом фотохроники 30-50 годов, так и осталось бы только на пожелтевших страницах газет. Но и без такого отца, как Макс Захарович, Дина Ходжаева была бы совсем другим человеком. «Мы просыпались, а вокруг были фотографии, везде, по всему дому». Именно отец подарил ей и братьям, Мирону и Эдуарду, по фотоаппарату, каждому индивидуальный, чтобы не было распрей в рядах юных фотокоров. Именно папа на своем примере показал детям все секреты искусства фотографии, а они органично их впитали, брал с собой на съемки, давал задания, которые дети беспрекословно и с удовольствием выполняли. При этом ничего специально не объяснял и ничему не обучал, — дети должны были дойти до всего своим умом, так же, как и он сам.

Тот факт, что при жизни Пенсон был простым фотокорреспондентом, и никто вокруг даже не догадывался, насколько ценны его работы, лишил нас важнейших информационных материалов. Никто и никогда не узнает, какими неведомыми путями Макс Захарович получал Kodak и Akfa, — об этом попросту не задумывались окружающие. Откуда такая техническая безупречность фотографий, фантастическая геометрия сюжетов? Макс Пенсон не читал лекций на тему «Почему я великий фотограф», не вел дневников, в которых делился бы секретами мастерства, даже детей не учил в привычном смысле этого слова. И мог запечатлеть сюжет, мимо которого все остальное человечество пройдет стройно строем. У Дины Максовны один ответ на эти вопросы: не всем премудростям фотографии можно научить, фотография — это взгляд, идущий изнури. При этом слово «талант» логично витает в воздухе, но почему-то не произносится вслух.

«Некоторые критики упорно сравнивают Пенсона с Родченко, пишут, что, якобы, Пенсон — подражатель. Это так смешно… Ведь отец жил и работал здесь, а Родченко — в Москве. И такого количества изданий, как сейчас, в те времена не было, чтобы быть источником для подражания.
 

У отца был свой исключительный взгляд, которого не было ни у кого из современников, будь то Г. Зельма, Б. Кудояров, В. Тарасевич. Отец мог, живя внутри своей страны, варясь в одной с нами кухне, находить моменты, которые доступны только свежему и не замыленному взгляду туриста».

 

«Любовь — что солнце, не знаешь, на чем держится»

 

Дина Максимовна и Файзулла Ходжаев прожили вместе 45 лет. Их многое объединяло — любовь к киноискусству, литературе и путешествиям, работа над спасением фотоархива Макса Пенсона. Еще в детстве Файзулла Ходжаев получил за победу в фотоконкурсе премию из рук Пенсона, — он занимался в кружке при Доме Пионеров. Именно Файзулла первым понял ценность его творчества — сначала он убедил себя, а затем и всех остальных, что работы Пенсона далеко выходят за рамки фоторепортажей для «Правды Востока».

Файзулла Ходжаев закончил сценарно-редакторский факультет ВГИКа, высшие режиссерские курсы под руководством М.Ромма и Л.Трауберга.

За 30 лет работы на «Узбектелефильме» сделал 68 фильмов, самая любимая из них — конечно же, «Узбекская мадонна», целиком отснятая на основе снимков Макса Пенсона и удостоенная приза на 7-ом Всесоюзном фестивале телефильмов в Ленинграде в 1977 году. Сейчас эта картина, снятая в уникальной для того времени стилистике на основе фотографий, стала учебным пособием для студентов факультета журналистики МГУ.

Другие его картины — это рассказы о людях, которые представляли для него интерес, и — никакого следования официальной линии, принятой в жизни и в кинематоргафе. Среди них самыми удачными Дина Максимовна называет фильмы «Когда в дом постучалась война» и «Выбирай», снятый после событий в Алма-Ате. Большой удачный фильм был создан с помощью интересных людей, которые, так же, как и автор фильма, не боялись высказывать свое мнение. В итоге получилась изумительная 45-минутная картина, очень серьезная, смелая и честная. Во времена, когда нельзя было о многом говорить ©, фильм говорил об очень многом…

fh

БиографияФайзулла Ходжаев родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1955), режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве (1966).

Работал специальным корреспондентом газет «Комсомольская правда», «Советская культура», журнала «Смена», был редактором, старшим редактором, начальником сценарного отдела, ассистентом режиссера студии «Узбекфильм», режиссером и сценаристом студии «Беларусьфильм».

С 1974 года – режиссер студии «Узбектелефильм». Писал сценарии для художественных и документальных фильмов, выступал в качестве кинокритика и искусствоведа.

Автор сценариев фильмов: художественных – «Отвергнутая невеста» (совместно с С. Нурутдиновым), «Под палящим солнцем» (совместно с Александром Галичем), «Незабытая песня» (совместно с Д. Холендро), документальных – «Пять слов о счастье», «Ташкент, Хлебушкиной» (сценарист и режиссер), «Была война», «Жить на земле» и «Обратная связь» («Беларусьфильм», режиссер), «О чем поют птицы», «Поет Сабрие Эреджепова» и других.

Режиссер Файзулла Ходжаев по собственным сценариям поставил полнометражный документальный фильм «Когда в дом постучалась война», фильмы «Ташкент, центр», «Узбекская мадонна» (приз жюри VII Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Ленинграде, 1977), «Город моей мечты», «Я вижу мир» и другие.

Пьеса Файзуллы Ходжаева «Солнце за каждой тучей» была поставлена в театре имени Хамзы режиссером Александром Осиповичем Гинзбургом.

Автор документальных повестей «Соль земли», «Земля моя – судьба моя», монографии «Макс Пенсон», «Семь патронов моей обоймы» (рассказы о профессии кинодокументалиста), пьесы «Солнце за каждой тучей» и ряда статей о киноискусстве, опубликованных на страницах центральных и республиканских газет и журналов. Член Союза журналистов СССР, Союза кинематографистов СССР.

Файзулла Ходжаев был честным правдивым человеком с собственной точкой зрения на все, что происходит вокруг. Он умер в 2002 году, отдав 30 лет «Узбектелефильму», а «Узбектелефильм» после его смерти даже не дал официального некролога, как, впрочем, не высказал и неофициальных соболезнований… В скором будущем знаменитая «Узбекская мадонна» будет оцифрована, поэтому есть надежда, что она станет доступна широкой публике.

Фотография — искусство женского рода

 

Дина Ходжаева — первая профессиональная женщина-фотограф Узбекистана. Кофр с тяжеленной аппаратурой на плече — это будни фотографов прошлого. А если съемки репортажные, возникает необходимость оказываться в разных неудобных местах: на лестницах, крышах домов. Для мужчин это норма — таскать тяжеленные кофры и покорять крыши. А как быть женщине, да еще — в брюках, да в самый разгар социализма в условиях консервативного Узбекистана? Однажды был казус: в 60-х годах пришлось снимать в зале заседаний ЦК КП Узбекистана на курултае хлопкоробов. Во время перерыва к Дине Максовне подошел ответственный работник ЦК, и говорит: «Мы просим Вас после перерыва в зале заседаний больше не снимать, потому что большинство участников заседания смотрят на Вас и не слушают докладчиков».

«Самое интересное для фото — это люди и лица. Сейчас я бы пошла на рынок Чор-су, и провела бы там много-много дней. Экзотика и колорит, который есть там, — они меня потрясают. Виды города и прочие пейзажи — это пустое, открытки и книжки с видами места, в котором пребываешь, есть в любом магазинчике. Надо снимать только людей и интересные эпизоды из жизни, которые могут встретиться на твоем пути. Например, около центрального купола базара — человек 40 сапожников сидят по кругу, должен получиться очень интересный кадр».

У фотографа Дины Ходжаевой была одна выставка — «Фотографии без дублей». За это событие она благодарна Ильдару Галееву, владельцу «Галлеев-Галерея». «Ильдар — первый, кто увидел «зернышки» в моей работе,  сделал в Москве выставку и издал книгу. Я впервые в жизни услышала от людей слова благодарности за свое маленькое творчество — это очень ценно. Хотя состояние перед открытием было ужасное. Разные мысли: куда я лезу? ерунда все это! И страх — все-таки, выставка в центре Москвы, а московский зритель — избалованный. Ильдар сказал, что все зависит от мнения одной московской журналистки, оно — ключевое. Та дважды прошлась по выставке, подошла ко мне, поблагодарила за все, что увидела. И только тогда я успокоилась. Я совсем не ожидала такого успеха, и в этот вечер была на вершине блаженства. Есть книга отзывов, там очень теплые, приятные слова. И все-таки, я себя не считаю мастером…»

Дина Максимовна не считает свои работы достойными выставок. И никогда не гналась за званиями и славой. Поэтому трижды спасибо Ильдару Галееву, который организовал для Дины Ходжаевой эту выставку-праздник. О выставке «Фотографии без дублей» были очень хорошие отзывы, работы Дины Максовны назвали «востребованными и уникальными», а ее саму — «талантливым фотографом с особым зрением и редким генотипом фоторепортера, восходящим к великому отцу». Так может быть не надо ждать, пока время расставит все по своим местам, а безоговорочно принять как подарок то, что Дина Максимовна, единственная из детей Пенсона, живет с нами в одном городе, ходит по тем же, что и мы с вами, улицам? И не уезжает отсюда, вопреки постоянным приглашениям братьев из США и Германии, потому что именно здесь — все: архивы отца и архив Дины Максовны, который обязательно будет интересен, как современникам, так и потомкам.

Фрагменты из альбома Дины Ходжаевой «Фотографии без дублей»

untitled-2-55 untitled-3-56 untitled-4-44 untitled-5-42 untitled-5-1 untitled-6-32 untitled-7-24 untitled-8-23 untitled-9-23 untitled-10-16 untitled-11-14 untitled-12-18 untitled-13-13 untitled-14-11 untitled-15-10 untitled-16-5 untitled-16-1 untitled-17-7 untitled-18-8 untitled-19-5 untitled-20-5 untitled-23-2 untitled24 untitled-25-2 untitled-26-2