Есть в Ташкенте МУРАЛ

23 октября 2018

Мурал** нанесен на торцевой стороне бизнес-центра Grand, у входа в ресторан Манас на улице Шота Руставели. Авторы — приглашённые стрит-художники из Киева Дима FATUM и Maria Tonika Uvarova. О новой достопримечательности Ташкента рассказала Maria:

«Рисунок-повествование об историческом и современном Ташкенте. 
Идея родилась в результате нашего пребывания на арт-резиденции, где принимающей стороной и проводником в город стал легендарный театр «Ильхом». Около недели мы провели здесь исследуя и погружаясь в контекст: знакомились с локальными «культурными кодами», лидерами мнений, созерцали облик города, посещали музеи, экскурсии и просто много гуляли, чтобы прочувствовать дух и атмосферу. 

Центральной частью композиции является реальный объект — дерево, растущее перед зданием. Отсюда и берет свое начало сюжет рисунка. Такой прием в стрит-арте именуется как «site specific art» и означает, что художественное произведение было создано под конкретное место, учитывая его особенности. Сюжет обыгрывает этот элемент окружающей среды, как самый важный. 

Итак, мы видим двух аистов (символ города), вознесших ввысь девушку с кувшином в руках, которая поливает дерево. Кувшин, в данном случае, это аллюзия на фонтан — еще одна из отличительных особенностей Ташкента. Если присмотреться, на кувшине изображён национальный орнамент в виде хлопка. Этот элемент отсылает к тому, что Узбекистан — один из крупнейших в мире производителей хлопка. Но его выращивание требует большого кол-во воды, что является одним из факторов осушения Аральского моря и влечет за собой неминуемые экологические последствия. Интересно, что девушку поддерживает адрас — ткань с узбекским орнаментом, которая с давних времен является национальным достоянием и частью культуры страны. Также здесь изображены и другие элементы культурного наследия — в частности, мы видим раскопки древней крепости Тамерлана. Что интересно, принципы построения крепости отразились в стенах Старого Города Ташкента. Когда мы гуляли по нему, обратили внимание, что 90% его улиц уводят в тупик, и если нет навигатора, то непременно заблудишься. Такие же основы фортификационного строительства были заложены в древней крепости Амира Темура — там только один путь из пяти был проходной и вел внутрь, остальные — были тупиковыми. 

Рядом с археологическими раскопками изображен молодой человек, добывающий золото. Безусловно, этим мы хотели сказать, что Узбекистан занимает второе в мире место по добыче золота и четвёртое по его запасам. 

Позади мужчины мы обнаруживаем пень и высеченную из него фигуру верблюда. Не так давно Ташкент славился своими красивыми деревьями в парках и на площадях. Но по непонятным причинам началось массовое вырубание деревьев, а вместо них посадили маленькие ёлочки. Верблюд же здесь является не только историческим символом, отсылающим к Шелковому пути. Оказывается, в 2018 году Узбекистан закупил 1 500 верблюдов и это первый шаг навстречу организации современного экотуристического центра. Нам видится очень позитивным такого рода преемственность поколений. Дань прошлому, нашедшее отражение в будущем.

Помимо этого в рисунке есть еще много других элементов, каждый из которых характерен для Ташкента, и которых мы расскажем в полном тексте, описывающем мурал. 

Данным муралом мы хотим сказать, что Узбекистан, и Ташкент в частности, богат своим природными ресурсами, культурным наследием, интересен уникальным историческим сплавом. Но также мы призываем обратить внимание и на существующие проблемы (как явные, так и потенциальные) и предлагаем практиковать разумное потребление всех вышеперечисленных благ».

Источник


** Мурал — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Если по-русски — то монументально-декоративная роспись, но «мурал» звучит импозантно, чем МДР. По сути, мурал — продукт стрит-арта, крупное изображение нанесенное на стене. Это может быть картина, выполненная красками, трафаретный рисунок, постер и прочее, на что способна фантазия художника. Художники-муралисты стараются придавать своим произведениям бОльшую художественную ценность, нежели граффитчики. К тому же муралы, как правило, выполняют легально, по согласованию с городскими властями.