Иллюстрации к переводу «Евгения Онегина» на узбекский язык от Виктора Олеговича Апухтина

6 июня 2018

Написать об Апухтине — все равно, что объять необъятное. Поэтому напрашивается вариант фрагментарной подачи информации. Человек этот — невероятно интересен, и еще более непонятен пришедшему к нему в гости обывателю. Тот комплекс знаний (пардон за оборот), которым Виктор Олегович владеет, не умещается в представлении визави. Поэтому визави впадает в транс, и переводит разговор на понятные для него темы. Например: как это — отважиться и проиллюстрировать перевод на узбекский язык романа «Евгений Онегин»?  Неужели можно сделать что-то «свое», и остаться при этом в ключе черно-белых иллюстраций, ставших родными с незапамятных школьных времен? И покажите уже, что у Вас получилось?  А еще лучше, расскажите…  И ведь рассказал.

«Евгений Онегин» вышел на узбекском языке в издательстве Гафура Гуляма в 1983 году. Сейчас они имеют честь находиться в музее А.С. Пушкина, рядом с Дюрером и прочими достойными мастерами. Думаю, вам будет интересна концепция именно такого пластического решения бессмертного произведения Александра Сергеевича!

 

img_h1-1h-2505 img_h-1-1-2507
img_h1h-2-2512 img_h-1-1-2509


Хит первый в том, что автор иллюстраций, читая роман в стихах, вдруг обнаружил: жизнь аристократа проходит от Заката до Восхода! Поэтому пространство приобрело цвет темного шоколада, а фигуры напоминают бабочек ночи! И еще один формообразующий элемент — это Мост. Мост —один из самых полифоничных символов; это и Радуга-Весы (Страшный Суд), и граница Мира Горнего и Мира Дольнего!

Дуэль в этом контексте между Ленским (Душа, романтическая тема, иррациональность…) и Онегиным (Ум, прагматизм, рационализм…) есть апофеоз дисгармонии, Апокалипсис в пространстве духовной сферы человека

А теперь — гравюры. В книге они выглядят как небольшие эмблемы над эпиграфом к каждой главе. К примеру, сюжет, где муза и мальчик с калачом, относится к эпиграфу: «О Русь!».

Восемь глав, восемь эмблем и восемь полосных иллюстраций в каждой главе. Плюс обложка. Такова конструкция иллюстраций в книге.

risunok1h-43
risunok1-41
risunok1h-42

Главная тайна, связанная с иллюстрациями к А.С.Пушкину, для меня раскрылась лишь тридцать лет спустя! Суть в том, что в момент создания иллюстраций творцу было всего тридцать. И надо признать, что к этому моменту он был готов решать серьезные творческие задачи. Однако, многие пластические и композиционные находки, которые случились в этой работе, сам мастер смог осмыслить и прокомментировать лишь много лет спустя! Вывод напрашивается сам собой: в момент создания шедевра доминирует правое полушарие, где и скорости поживее, чем в левом, и образы создаются на нерациональной основе!

В моем случае, левое полушарие, которое и не такое уж и «левое» и привыкло трудиться, догнало то, что сделало правое ровно через тридцать лет! Это косвенный пример, и пропасти между Серыми половинками нашего главного компьютера, и важности сотрудничества между оными!»


Апухтин Виктор Олегович родился в 1952 году, потомок известной дворянской фамилии. График, живописец, иллюстратор детской и классической мировой литературы.

С 1981 г. — член Союза Художников СССР. Член Академии Художеств Республики Узбекистан.

С 1977 г. — преподаватель кафедры графики ташкентского Государственного Театрально-Художественного института им. А.Н.Островского.

В 1977 г. за цикл графических работ удостоен золотой медали и диплома 1 степени Академии Художеств России и Министерства Культуры России.

С 1985 г. по 1987 г. — заведующий кафедрой графики, возглавляет класс Офорта и книжной иллюстрации.

Участник международных и республиканских выставок.

Произведения Апухтина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва Россия), Государственного музея А.С.Пушкина, Государственного музея искусств Узбекистана (Ташкент), в Красноярском художественном музее (Россия), Калининградской картинной галерее (Россия), в частных собраниях США, Бельгии, Японии, Италии, Германии, Франции, Индии, Израиля, Бразилии. С 1988 г. Апухтин В.О. занимается преимущественно живописью, философией, психологией.

1991 г. — окончательно складывается философско-эстетическая концепция AKADEMIA MAGIC ART, в контексте которой появляются теоретические и практические работы на стыке философии, психологии и искусства.

В 1992 г. формируется новый стиль SPIRITUAL HEAL ART — «ИСКУССТВО ДУХОВНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ», в системе которого разрабатываются такие темы, как: «ЧЕЛОВЕК-ВСЕЛЕННАЯ», «ВСЕЛЕНСКИЙ ЛЕКСИКОН», «БОГ ЕСТЬ СВЕТ», «БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ». В 1994 г. Апухтин создаёт универсальный проект в области сакрального искусства SPIRIT GATE — «ДУХОВНЫЕ ВРАТА». Суть проекта такова: 20 монументов (маяков), отмечающие 20 акупунктурных точек на лете Геи (Земли) как возможных узловых «врат» для дистанционно-образных коммуникаций в ноосферном пространстве Земли. Тем самым по замыслу автора создаётся ситуация, при которой каждый человек, находясь в любой из этих точек, сможет осознанно соприкоснуться с мощным влиянием информационного поля Земли.

В 1996 г. воплощённой частью проекта SPIRIT GATE становится 6-метровый объект: монумент «БОГ ЕСТЬ СВЕТ» на территории Германии в г. Гуммерсбах близ Кёльна. В стадии разработки находятся проекты монументов для Кипра, Узбекистана, Новосибирска (Россия).

Так в 1999 г., анализируя сходство архетипов различных культур, Апухтин В.О. приходит к убеждению, что коллективный духовный опыт человечества фиксируется и сохраняется в таких тонких структурах, как геном человека, и каждый человек способен и имеет право пользоваться этим «банком знаний и умений». Вопрос лишь в том, как создать ситуацию, благодаря которой каждый человек сможет воспользоваться этим даром природы. Отвечая на этот и другие мировоззренческие вопросы, синтезируя свой педагогический и художественный опыт, Апухтин создаёт ряд методик под общим названием «ДИЗАЙН ДУХА», позволяющих средствами изобразительного искусства гармонизировать психосоматическое состояние человека, оптимизировать творческую деятельность, визуализировать диалог между сознанием и подсознанием личности, успешно разрешать конфликт между тем, что «хочется» и тем, что «должно».

Начиная с 1999 г. Апухтин  активно практикует в области ART-терапии. Ряд ART-методик, переданных им в распоряжение психологов-практиков, работающих с проблемными детьми и подростками в местах лишения свободы, дают стойкие положительные психотерапевтические результаты.

На протяжении 2001-2002 гг. Апухтин подготовил коллекцию из 150 работ слушателей AKADEMIA MAGIC ART. Уникальность коллекции работ живописи, графики заключается в том, что каждая работа есть одновременно и эстетизированная рефлексия на тему подавленного желания, и визуализация диалога между сознанием и подсознанием личности. Накопленный опыт в процессе работы на стыке художественной практики и психологии дали возможность Апухтину ввести понятие «ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – НООСФЕРНЫЙ ИНТЕРНЕТ» — как инструмент, объясняющий ФЕНОМЕН «ЧЕЛОВЕКА ТВОРЯЩЕГО».

В 2002 г. удостоен серебряной медали Академии художеств Узбекистана за цикл работ «ЧЕЛОВЕК — ВСЕЛЕННАЯ».

Теоретические и практические работы Апухтина В.О. являются серьёзным вкладом в процесс создания и функционирования культурного пространства.

Для контакта: e-mail: v_apukhtin@mail.ru