Макс Захарович Пенсон, старейший мастер фотографии

8 ноября 2014

 

Макс Захарович Пенсон (1893-1959)

Среди главных имен в советском фотоискусстве первой половины 20 века имя Макса Захаровича Пенсона занимает особое почетное место. Уроженец Витебской губернии оказался вместе со своей семьей в Коканде (Туркестан), бежав от черносотенных преследований, еще в 1914 году.

Получив в Вильно художественное образование и обладая незаурядными навыками рисовальщика, Пенсон преподавал черчение в местной художественно-производственной школе. Время стремительно вносило в серую провинциальную повседневность дух новизны – первые опыты Пенсона в фотографии относятся к 1918 году. Уже в 1921-м «отцы» города премируют молодого фотографа новым фотоаппаратом, с которым он в следующем году переезжает в Ташкент, столицу Узбекистана. Пенсон ошеломлен древностью и величием столичного города, ему интересны люди, все еще пребывающие в патриархальном укладе и стремящиеся к освобождению от оков догматов религии и условностей.

С 1926 года – он фотокорреспондент главной в республике Узбекистан большевистской газеты «Правда Востока». С этих пор его репортажи становятся основными документами эпохи, фиксирующими молниеносно происходящие перемены. Они узнаваемы, талантливы и изобретательны в выборе тем, ракурсов, композиций. Снимки Пенсона все чаще появляются и в центральных печатных органах: «СССР на Стройке», «Советское Фото», в газете «Правда». Он успешно участвует во всесоюзных фотоконкурсах и выставках, а в 1938-м году был удостоен Гран-При Парижской Фото-Биеналле за фотографию «Узбекская Мадонна», которая произвела настоящий фурор среди западноевропейских экспертов.

Макс Пенсон. «Узбекская Мадонна»

В 1939-м Пенсон не остался в стороне от уникальной в мировой практике трудовой битвы – строительства Большого Ферганского Канала, осуществленного силами узбекистанского крестьянства за фантастически короткие сроки. Серия снимков со стройки вошла во все мировые учебники и пособия по истории развития фотоискусства.

Слова Сергея Эйзенштейна о значении пенсоновских репортажей отражают высокий уровень мастерства исполнения и особой духовной культуры их создателя: «Невозможно говорить о Фергане, не вспомнив вездесущего Пенсона, человека, исходившего с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по необозримому фотоархиву Пенсона за многие и многие годы».

В военный период Пенсон активно работает – его работы неизменно появляются в местных и цен-тральных изданиях, в 1944 году состоялся его творческий отчет- персональная выставка «За Двадцать Лет» в Ташкенте. Однако в послевоенный период усилившаяся в стране антисемитская кампания затронула и его. Все это происходило на фоне резко обострившейся болезни, в 1949-м году он был уволен с работы. Длительная невостребованность привела Пенсона в перманентное состояние депрессии, из которой он так и не выбрался до своей кончины в 1959-м году.

 

 

 

В 1966-м году во время Ташкентского землетрясения архив мастера чуть было не погиб. Из руин разрушенного дома его наследие спасли дочь Макса Захаровича – Дина и ее муж – кинодокументалист Файзулла Ходжаев. Благодаря их усилиям и многолетним трудам по реставрации и систематизации архива, а также его популяризации, сегодня стали возможны экспозиции незаурядного художника во многих городах мира. Сегодня имя Пенсона известно во многих городах Америки и Европы. Оно по праву принадлежит всей цивилизации. Совсем недавно в Музее Виктории и Альберта в Лондоне его работы участвовали в крупном международном проекте.