Виктор Ан. Фотоистории

29 июня 2020

Виктор Ан – один из самых авторитетных фотографов Узбекистана. Родился в 1947 г в Ташкентской области. В молодые годы сменил около десятка разнообразных занятий, прежде чем стать фотографом, т.к. в каждом из них по его словам «чувствовал горизонт». И только став фотографом, принял эту профессию всем сердцем и навсегда.

Первым местом работы была газета корейской диаспоры «Ленин кичи/Ленинское знамя», которая издавалась в Алма-Ате и распространялась по всему СССР. Именно эта редакция стала для него первой школой и осталась в списке сотрудничества даже после ухода из нее. После многолетних и разнообразных съемок пришло осознание того, что его конек – это так называемая жанровая фотография. Самой длительной и серьёзной темой исследования стала история переселенного корейского народа. Зная многое из рассказов в собственной семье, он, как никто другой, чувствовал ее всем своим существом и системно занимался этим многие годы. Когда в 2015 году в Москве отмечалось 150-летие переселения корейцев в Россию, именно фотографии Виктора Ан демонстрировались на финальном мероприятии в режиме нон-стоп.

Многое дало участие в клубе Панорама; именно в эти годы его работы стали побеждать на международных конкурсах и толкали к изучению нового. Несколько лет было посвящено обстоятельным съемкам моноклем, созданы чарующие, завораживающие снимки. Работая фотографом в Агропроме, наряду с технической, промышленной съемкой постоянно искал какие-то новые формы.

Виктор подробно вспоминал один случай: «Придя на новую работу, я получил в распоряжение комнату для фотолаборатории в подвале. Там было окно, полностью затянутое многолетней паутиной. Рука не поднялась убрать ее, хотя в тот момент не понимал, как можно это использовать И только через 3 месяца я снял в этой раме именно нужный кадр. Это было в 1988 году, когда появилась гласность и стали постепенно обнародоваться репрессивные истории. И мы тоже нашли тогда подобную историю. В 1937 году у жительницы Хабаровска Цой Анны (корейское имя Могаэ) был репрессирован муж, а сама она была сослана в Узбекистан. Женщина не сдавалась, поехала в Хабаровск, пыталась найти мужа, но прожив там 2 месяца, безрезультатно вернулась обратно. Провела в одиночестве жизнь и только в 1966 году узнала, что её супруг, офицер Шин Хон Гюн был расстрелян ещё тогда, в 37-м. Горькой иронией или мистическим совпадением было то, что номер квартиры, в которой она прожила многие годы, тоже был 37. Небольшой фотоочерк был опубликован в газете, а под впечатлением этой истории родился снимок «Письма до востребования или воспоминания о 37-м» Треугольник письма так и застрял в паутине препятствий и не смог вырваться к свету. Он символизирует жертв режима, тысячи писем которых так и не дошли к родным и судьба их осталась безвестной. Этот кадр был переломным для меня, когда на смену прямой пришла иносказательная форма».

Интересен его подход к фотографической технике. Из всего арсенала для каждой темы он выбирает именно подходящую фотокамеру. Что-то снимает на современную цифру, что-то на старый фотоаппарат с плохой линзой, что-то на деревянную среднеформатную камеру. Иногда возвращается к пленке, но только если считает, что именно эта стилистика нужна для выражения задуманного.

Начиная с 90-х годов Виктор создает серии. Их много. Есть пронзительная серия фотографий про трагическую судьбу кукольника Сергея, которая продолжает сниматься и по сей день в Алмате, где он бывает ежегодно.. Он работал в разных странах – в России, в Корее, Японии и в каждой снимал. Результатом месячного пребывания в Японии были не только 2 выставки, но и серия «Мадонны Минаматы», которая основана на реальной истории экологической катастрофы этой местности. Продолжаются сниматься фотоистории про переселенцев и гастарбайтеров в России.

Виктор на зависть работоспособен, ценит каждый день, много и тщательно работает со своим огромным архивом. Соавтор нескольких книг, есть свои собственные. В среднем раз в год делает по персональной выставке. Из последних, запомнившихся зрителям и дорогих автору, можно назвать «Лико. Время» и «Фото на биометрический паспорт». И каждый раз это не только новый материал, но и новая мысль, подача, оформление.

Виктор Ан является членом Фотосекции Творческого объединения при АХ Узбекистана, а также членом Союза Фотохудожников России.

Источник: Узбекская фотография/ Uzbekistan photography/ Uzbek fotografiyasi

Страница автора в ФБ: Viktor An