«Дизайн-мышление» на Ideathon — это про жизнь, а не про дизайн

29 ноября 2017

На предстоящем Ideathon участниц ждут образовательные модули, среди них — актуальнейшая методика дизайн-мышления, которая научит внедрять инновации в решение социальных проблем, тестировать идеи на жизнеспособность, проверять их актуальность и востребованность у потенциальной целевой аудитории.

Для многих дизайн-мышление — абстрактное понятие, которое кажется чем-то непостижимым. Однако, если «просечь» его основные принципы, мы удивимся, как жили раньше без элементарных понятий дизайн-мышления. Дизайн-мышление помогает делать мир лучше и удобнее. Не абстрактный, а конкретный, тот, что находится вокруг ваших потенциальных пользователей. Для того, чтобы им «угодить», вы должны встать на место своего пользователя, подумать с его позиций, внедрить, с учетом полученных результатов,  ваши технологические возможности, и четко помнить при этом о своих бизнес-интересах.  Ведь создать востребованный продукт — значит, сто раз проверить его состоятельность, используя подручные средства. 

Давайте разберем методику дизайн-мышления, а также пять основных принципов: эмпатию, радикальное партнерство, идеацию, прототипирование и итерацию, на примере вечного противостояния жителей деревень Вилларибо и Виллабаджо, предложенной евангелистом методики Боходиром Аюповым. 

Перед нами — два кейса по развитию новых бизнесов.

Кейс первый 
Жители деревень пережили фестиваль и перемыли всю посуду. У жителей Вилларибо, обладателей чудодейственного средства для мытья посуды, осталась куча времени, они ударились в бизнес и стали читать большую книгу DESIGN THINKING. Читали хором, и потому отношение жителей деревни к бизнесу кардинально изменилось.

Как? В обеих деревнях (как и во всем остальном мире) вдруг поняли: старшему поколению не хватает заботы. Два бизнесмена из обеих деревень открыли дома престарелых. Бизнесмен из Виллабаджо по старинке, как того и требуют учебники, написал бизнес-план, изучил статистику по престарелым людям в своей деревне и конкурентам, которых, как оказалось, нет. Он смело запустил бизнес. И прогорел.


А бизнесмен из Вилларибо побежал к целевой аудитории — престарелым, их детям и соседям, на предмет интервью. И узнал много нового. Сами старики говорили: «Да, неплохо, если у нас будет Дом престарелых (далее — ДП), тогда бы время и силы наших детей освободились от заботы о нас».

Стал говорить с детьми, а те сказали: «Ни в коем случае! Что будут говорить о нас соседи, что подумают люди?»

Пошел в махаллинский комитет и поговорил с раисом: «Ни в коем случае, я вам не разрешу в нашей деревне строить ДП, иначе Верховный Совет подумает, что в нашей деревне недостаточно внимания уделяют старшему поколению».


Бизнесмен из Вилларибо понял: идея неправильная, хотя проблема была, есть и будет. Стал думать и расспрашивать: как вы проводите день, куда ходите? И понял: дети иногда отправляют родителей в санатории. И стоило назвать ему ДП санаторием «Мудрость», как отношение поменялось. Санаторий — престижно, незазорно отправить туда родителей. А если не родители будут идти в ДП, а ДП будет приходить к ним? Так созрела идея ухода на дому. А вместо того, чтобы персонал называть медсестрами или нянечками, их назвали личными ассистентами. И отношение у людей к стартапу в корне поменялось.

Кейс второй

Квест-румы, новый тренд нашего города. Забава, которая здорово отвлекает от повседневных проблем. Суть игры — выбраться из запертой комнаты, решив задачи и разгадав головоломки.Бизнесмен из Виллабаджо логично решил открыть его в развлекательном центре, — туда же люди приходят отдыхать и развлекаться, вся ЦА на ладони. Квест-рум открылся, а люди идут, но их мало, из 10 ожидаемых —  3-4 человека. В чем проблема?

Бизнесмен из Вилларибо применил другой инструмент — как тень, он стал наблюдать за клиентом. Оказалось: в РЦ люди приходят с детьми, но из-за возрастных ограничений они даже если хотят, то не могут зайти в квест-рум. Продолжая тесно общаться и максимально изучать ЦА, он выяснил: квест-рум — не то место, куда ходят спонтанно. Поход сюда заранее планируют, а значит, расстояние не имеет значение, и люди готовы проехать на машине минут 15-20. Он арендовал подвальное помещение — готовую площадку под квест-рум, но с меньшей  арендной платой, чем в РЦ.


Вопрос «Куда деть детей» до сих пор открыт и в Вилларибо, и у нас в городе. Боходир предлагает поискать ответ и, возможно, задуматься о подобном проекте. Няни и бабушки эту проблему полностью не снимают.

 


Выше речь шла о первом из пяти принципов дизайн-мышления – эмпатии, максимальном сближении со своей ЦА, изучении персонажей, стереотипов, поведенческих моделей. Принцип подразумевает принятие решения не на основе наших представлений и предположений, а на основе тех утверждений, запросов, которые исходят от клиентов. Мы не должны отвечать за своих клиентов, они сами должны говорить, что они хотят получить.

… При организации бизнеса бизнесмен из Виллабаджо всячески хранит свою идею, ни с кем не делится ею. А то мало ли – украдут. Рассказывает лишь тем, с кем не может не поделиться: электрику, инженеру, архитектору.

А бизнесмен из Вилларибо сразу публикует пост на ФБ, и с каждым встречным-поперечным говорит только о своей задумке. Среди собеседников встречаются полезные граждане. Например, психолог говорит: в городе нет по-настоящему страшного квест-рума, организаторы не учитывают настоящий звериный страх. Другая проблема: клиент уверен, что с ним ничего не случится. Значит, надо придумать документ, в котором клиент распишется о собственной ответственности за последствия, психологический и физический урон,  а для подстраховки выдать каску и спецформу.

Когда бизнесмен из Вилларибо  пообщался с экспертом по продажам, тот, используя уловки, которыми владеет, помог ему сбросить цены на услуги ремонтной бригады.
Психиатр спросил: а если у кого-то клаустрофобия? Такие люди внезапно впадают в истерику и могут все поломать. Значит, надо предусмотреть аварийные выходы на случай форс-мажорных истерик.

Знакомый математик посоветовал материализовать интересные задачи, педагог предложил выдавать специальные медальки «За отвагу» проигравшим, чтобы те сильно не расстраивались, а покидали квест-рум с чувством морального  удовлетворения.

И даже уборщица оказалась полезной! Она сходу определила труднодоступные места, в которые мало кто заглядывает — где скапливается пыль. Именно там и были спрятаны все секреты!

Второй подход Дизайн-мышления — радикальное партнерство, максимальное вовлечение в свой бизнес людей, не имеющих к нему прямого отношения. Потому что неизвестно, от кого придут помощь и важный лайф-хак.

А кража идеи, которую ждет бизнесмен из Виллабаджо – совсем не та проблема, которой надо бояться. Это распространенный страх, который в 80% не оправдан. … Вся деревня уже побывала в квест-руме, поток клиентов уменьшился, и группа бизнесменов из Виллабаджо села брейнштормить.

А в Вилларибо изучили инструменты по генерации идей, и подошли к разрешению проблемы структурно. Любая концепция предполагает разбивку на составные части: клиенты, здания, механизмы. Решили использовать инструмент «удаление» и убрали из картины квест-рума здание. Глупо? Самые глупые идеи порой рождают нечто гениальное. Так родилась идея городского квеста, когда различные части головоломки спрятаны  в разных частях города. В Вилларибо до сих пор наблюдается отличный спрос на городской квест.

Бизнес расширялся, и на доходы от квеста решили открыть детский сад с изучением английского языка. Но дети плохо усваивали материал. В Виллабаджо приняли стандартное решение и повысили зарплату учителю. А в Вилларибо вовлекли в процесс обучения родителей, призвав их дома общаться на английском, и взяли детей иностранцев, владеющих языком, бесплатно в сад. Ведь дети, общаясь друг с другом, больше прислушиваются к друзьям, чем преподавателям.

Еще один принцип дизайн-мышления – прототипирование, который подходит для предварительной оценки любого проекта (даже при строительстве танцпола для дискотеки) и позволяет стартаперам значительно сохранить свои инвестиции.

 

 

В Вилларибо это называют умным провалом: если идея обречена на провал, пусть она провалится в самом начале. Простой пример с тестовым запуском продаж прохладительного напитка: бизнесмены из Вилларибо разлили напитки в пластиковые стаканчики и бесплатно их раздавали на фестивале, предварительно установив три мусорных бака с надписями: Понравилось, Так себе, Не понравилось. В первый день урна «не понравилось» была полна до краев. Стали выяснять у клиентов, почему не нравится: оказывается, в напитке есть некий ингредиент, на который у 90% жителей аллергия. Исправили рецептуру и, когда лимонадный прототип дошел до того, что бак «Понравилось» наполнился с горкой, решили запускаться в полном объеме.

Итерация — принцип, который работал на протяжении всех предыдущих. Повторы с учетом ошибок и критики, постоянный возврат к началу в процессе создания окончательно верной модели. И, если вы нацелены на постоянное улучшение, итерация продолжается и после запуска продукта фактами постоянного усовершенствования. Этот подход распространен в IT-индустрии: разработали мобильное приложение и запустили его в пользовательское тестирование, учли баги и улучшили продукт. И так каждый день.

Интересно, что было бы, если бизнес-сектор Узбекистана начал жить по традициям Вилларибо и следовать принципам дизайн-мышления?  Кроме всегда чистой посуды?

Много полезной информации и практических инструментов дизайн-мышления вы найдете на www.diytoolkit.org.

Использованы материалы презентации на egovernment.uz