Театр имени Любви: зарисовки на тему «Присутствия»

8 ноября 2012

 

Не хочется употреблять термины «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями », — они хороши для медицинских карт. Мне кажется, слово «особенный» лучше всего отображает людей, входящих в труппу интегрированного коллектива «Театра движения Лик». Вместе с профессиональными артистами, чье присутствие в Театре столь же ценно, они создают прекрасные театральные постановки, которые оставляют след в душе и сердце каждого зрителя.

На премьере нового спектакля «Театра движения Лик» был закономерный аншлаг. Одни счастливчики сидели в креслах, другие, тоже счастливчики — стояли
в проходах между рядами. Но всем, кто увидел спектакль «Присутствие», а во втором отделении еще и фрагменты из других спектаклей театра, крупно повезло: это был праздник любви, красоты, торжества веры и силы духа над болезнью.

Премьера для «Лика» — это всегда проверка, то, что для обычных театров — генеральный прогон, после которого можно обсудить и убрать шероховатости, исправить неизбежные ошибки. В распоряжении актеров «Лика» сцена оказывается обычно только в день спектакля. Поэтому таким, каким в идеале спектакль должен быть, он становится на третьем-четвертом показе. Но это видно только профессионалу — создателю и руководителю Театра Лилии Павловне Севастьяновой, а обычный зритель не замечает технического несовершенства премьеры.

В предыдущих постановках участвовали сразу все актеры театра, а это более 30-ти человек: у одного роли были больше, у другого — меньше, и все танцевальные монологи и диалоги сплетались в общую драматургию. «Присутствие» — первый из новой серии камерных спектаклей, где более глубоко и последовательно раскрывается внутренний мир двух-трех участников. В главных ролях следующих постановок — Валера Коган, Юлдуз Бабамухамедова, Зарина Рашидова и другие ребята. В центре «Присутствия» — личности Александры Плотниковой, Наргизы Бакировой, Вани Кириллова.

Сашенька

Во время многочасовых репетиций актеры импровизируют и «выдают» несколько ценных крупиц, которые и остаются в золотом фонде «ЛИКа», чтобы в будущем стать частью спектакля. Импровизации Саши Плотниковой всегда чрезвычайно интересны, именно из них и сложилась канва «Присутствия», ставшая рассказом о ее жизни.
Спектакль начинается с рождения человека: Ольга Останина и Руслан Ергашев раскрывают это через танец с тряпичной куклой, которая постепенно превращается в Сашу — девочка выросла, и оказалась на пороге взрослой жизни. Хрупкая, изящная. И одновременно — сильная и талантливая, грустная и веселая, умеющая дружить и любить, способная добиться своей цели и справится с трудностями. Она мечтает, ищет свое место в жизни и среди людей; помогает тем, с кем сводит ее судьба, но и сама нуждается в поддержке. В нашей с вами помощи и участии. Впрочем, как и все остальные герои спектакля.

Многих болезнь подкашивает, лишает сил жить. А Саша мудро к ней относится, и задача спектакля — показать ее мужество и стойкость по отношению к сложнейшему заболеванию, передать то, как она сопротивляется ему и умудряется жить полноценно и ярко. Саша — студентка 1 курса факультета психологии филиала МГУ имени Ломоносова в Ташкенте, активно участвует в общественной жизни, — одна из последних инициатив — запись аудиокниг для незрячих — на стадии завершения.
«Уже 5 лет я занимаюсь в театре. У меня первая группа инвалидности, диагноз: прогрессирующая мышечная дистрофия формы Эрба-Ротта. Заболевание требует постоянных занятий лечебной физкультурой (ЛФК), а сама я ей ой как не любила заниматься! Лежишь себе на расстеленном одеялке, ногами машешь — неинтересно. А занятия в Театре предполагают разминку-тренаж (чем не ЛФК?), да еще и в компании друзей. Здесь нет ни одного движения «просто так»: то ветерок подует, то «кто-то» вверх потянет… Это отвлекает от мыслей, что ты чего-то не можешь, и я не раз замечала: при постоянных репетициях мое состояние улучшается, мышцы становятся сильнее, что при моем заболевании — редкость. Не раз врачи говорили: состояние улучшить невозможно. Опровергаю! Три года назад, когда я поступила в лицей, из-за больших нагрузок (пришлось много ходить) у меня было осложнение, своеобразный кризис, и я на полгода буквально «выпала» из жизни. Ничем не могла заниматься, а из-за того, что пришлось пить много лекарств, сел иммунитет. Врач, когда мы спросили, можно ли мне выходить из дома, заниматься в театре, вернуться в лицей, ответила; «Лицей подождет, а вот в театр можно, положительные эмоции будут только на пользу».

Благодаря Театру я лучше узнала свое тело и нашла с ним необходимый контакт.

А еще, театр — это место, где душа отдыхает. Может быть, громко сказано, но это именно так. Атмосфера, которая царит здесь, люди, с которыми я встречаюсь на репетициях, не-‘ заменимы для меня, как воздух. Чистый, свежий горный воздух, расправляющий паруса-крылья…

В Театре я могу поделиться всем тем, что меня тревожит, что, возможно, никому никогда не рассказала бы, и я знаю — меня всегда поймут, поддержат и помогут найти выход. Но «говорим» мы не только о своем. На репетициях Лилия Павловна дает нам интересные темы для размышлений, мы пропускаем их через себя и в импровизации, в контакте с другими ребятами, ищем решение жизненных вопросов. Бывает: приходишь на репетицию после учебы, уставшая, вымотанная, без сил, а уходишь — счастливая.

Здесь я обрела много новых друзей, мы стали семьей, общаясь с ними, я меняюсь. Наблюдая за взрослыми, я учусь; общаясь со сверстниками, могу чем-то поделиться.

Лилия Павловна стала близка для моей семьи и для меня лично. Я всегда поражаюсь ее таланту создавать такие спектакли. Она вкладывает в них всю себя, свою душу, каждому стараясь подобрать именно «его» роль. Так, в спектакле «Белые чайки над синим озером» сбылась моя мечта — я была балериной!
В каждом нашем спектакле, на сцене мы не играем — мы живем…

Я живу в Кибрае, а в театр меня возят родители, за что им большое спасибо. Но даже в плохую погоду я не могу отказаться от репетиций.

Если закрыть глаза и помечтать, то через несколько лет у нашего театра обязательно появится СВОЕ здание, большой светлый репетиционный зал, еще больше участников. ПОСТОЯННЫЙ щедрый спонсор, много гастролей. Но главное — сохранить атмосферу, которая есть сейчас».

…Очень трогательная эмоционально сильная роль в спектакле у Вани Кириллова, она проходит сквозь всю постановку. Юноша трепетно относится к Сашеньке, и, как настоящий романтик, преподносит девушке милые сюрпризы именно в те моменты, когда ей бывает грустно. Появляется с воздушным шариком, который, поднимаясь ввысь, помогает подняться и Саше. Приносит музыкальную шкатулку с пляшущими человечками, создающими праздничную атмосферу. В другой сцене Ваня находит у себя в нагрудном кармашке ленточку, и, как бы из сердца, вытягивает, делая из нее розу для Саши…

Илья Останин

Выпускник высшей школы национального танца и хореографии, Илья преподает ритмику в школе для слабослышащих детей. Он пришел в «Театр движения Лик» шесть лет назад вслед за своей мамой Ольгой Останиной, которая работает вместе с Лилией Павловной с момента основания театра. Незадолго до премьеры спектакля «Присутствие» Илья упал на репетиции, получив сотрясение мозга, но смог при этом удержать Валеру, с которым импровизировал в тот момент. За эту надежность и ответственность Илью любят все актеры Театра.

Илья в паре с Сашей делают невероятные по сложности и красоте импровизации. Они вместе начинают и финальную сцену «Присутствия», в которой все его участники приходят к пониманию цели жизни как соединения человека со своим творцом — Богом — через чистоту и святость.

Илья: «Театр Лик — мой сознательный социальный выбор. Это другой мир — любви и сострадания, в котором я начал ценить людей за другие — духовные и человеческие — качества. Здесь совершенно другой уровень и смысл преподавания, — он значительно выше и отличается от общепринятого. Движения актеров отражают внутреннее состояние человека, это даже не танец, а ощущения, выраженные через движения. Ребята, занимающиеся в театре, помогают нам понять важную вещь: не все упирается в ежеминутные проблемы, порывы, в жизни есть вещи гораздо более важные и человеческие. И гораздо более ценные…

Лилия Павловна направила меня в профессии, и показала возможность танцевать душой, а не только работать телом. Здесь нет ограничений, устоявшихся правил, развитие танца происходит через внутренние ощущения. Мы очень хотим развиваться, для этого Театру необходима стабильность, которая даст возможность творить без оглядки на проблемы».

Впервые в проведении спектакля приняли участие волонтеры. Как оказалось, такая помощь — взять на себя мелкие и крупные заботы театра — именно то, что молодые люди искали: перевезти и перенести актеров и зрителей в инвалидных колясках, добыть необходимый реквизит, решить массу других организационных проблем. Наверное, самым ценным для волонтеров было оказаться в неповторимой атмосфере «ЛИКа», пообщаться с актерами и Лилией Павловной. Идея с волонтерами также принадлежит Саше Плотниковой: она опубликовала объявление в Интернете, призвала на помощь своих однокурсников, и это существенно облегчило работу театру. Отрадно, что в Узбекистане движение волонтеров активно набирает обороты, и есть множество людей, готовых откликнуться и помочь тем, кому это действительно необходимо.

Книга отзывов

После спектакля «Присутствие» у зрителей была возможность написать свои впечатления в книге отзывов: как всегда, реакция людей очень трогательная и искренняя. Вот один из комментариев к спектаклю «Присутствие»:

«Артистам «театра имени Любви».
Люди! Благодарю вас за подарок, который вы преподнесли мне и сотням других своим спектаклем. Ваша игра достигает главной цели возвышенного творчества — катарсиса. Это подтвердят все, с кем вместе я аплодировала, с кем вместе не хотела отпускать вас со сцены, потому что вы стали ненаглядными и близкими. Что я пережила? Сперва — недоумение. Затем — удивление, будто просыпание. Потом — радость. За вас. За себя. За всех, кто вас видит вместе со мной.

Мудрец сказал, что мир спасет красота. Мир спасет Любовь. Красота сама по себе беспомощна. Ее может понести и возвысить только Любовь».

О «Театре движения Лик» хочется писать в превосходной степени и заглавными буквами. Только вряд ли такой возвышенный тон понравится самому Театру. И тем не менее, он заслужил и того и другого. И самое главное — театральная труппа «Лик», уникальная для постсоветского пространства, давно заслужила стабильного спонсорства, которое бы вывело Театр на другой уровень, оградив от множества насущных проблем.

О спектакле

В Танцевальном спектакле «ПРИСУТСТВИЕ» с участием молодых людей с инвалидностью и профессиональных актеров звучит музыка И. С. Баха, Ф. Гласа, Р. Обри, Р. Ловленда, А. Пярта и др.

В центре спектакля — ребята с инвалидностью, достигшие в результате многолетних занятий в театре высокого исполнительского уровня: Александра Плотникова, Наргиза Бакирова, Юлдуз, Бабамухамедова, Ваня Кириллов, Имиль Ангалышев.

Им помогают профессиональные актеры: Фарид Шамсутдинов, Ольга Останина, Руслан Ергашев, Виктория Гордиенко, Илья Останин, Людмила Гордиенко, Камила Шамсутдинова, Камила Мухамедшина, Дмитрий Пан.