Самаркандия Григория Улько — ретроспективная выставка

4 декабря 2017

Шестого декабря 2017 года в Центральном Выставочном Зале Академии художеств открывается персональная выставка Григория Ильича Улько (1925-1999), Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, известного и разностороннего художника родом из маленькой украинской деревни в Сибири, который связал всю свою жизнь с Самаркандом.

Участник Второй мировой войны, он впоследствии писал: «именно там, на фронте, окончательно укрепилось мое решение: если останусь жив, стану художником». В 1946 году он отправляется в далекий Самарканд, где поступает в художественное училище и начинает обучение у таких педагогов, как А.И. Артобатская, А.А. Гольдрей, А.П. Лунев, а с П.П. Беньковым и З.М. Ковалевской у него завязывается тесная дружба. Заканчивает он учебу уже в Ташкенте, а оттуда тремя годами позже переезжает в Харьков, где занимается в Харьковском художественном институте на отделении живописи. Но все это время его неудержимо тянет на Восток.

В 1957 году Григорий Ильич отправляется делать свою дипломную работу в пустыни Хорезма. Работает художником в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. В течение нескольких лет Улько ведет активную творческую жизнь, проводя много времени в археологических экспедициях. Он меняет адреса: Киев, Самарканд, Новокузнецк, пока не переезжает окончательно в Самарканд в 1960 году.

В это время им двигают разносторонние интересы. Он уделяет большое внимание истории искусств Центральной Азии, интерес к которой в значительной степени стимулировали археологические открытия согдийской настенной живописи, сделанные в начале 60-х годов на территории древних городищ Пенджикента и Самарканда. С другой стороны, у него просыпается любопытство к современному монументальному искусству, дизайну и поп-арту, что часто приводило к непониманию со стороны властей, строго придерживавшихся канонов «социалистического реализма». В эти же годы окончательно формируется его узнаваемый художественный почерк: монументальная манера письма, напоминающая и об иконах, и о настенных росписях Согдианы, четкий рисунок, локальный насыщенный цвет, обобщенное глубинное содержание картины. Улько обращается к таким общечеловеческим вопросам, как жизнь и память, взаимодействие между культурами, смена поколений.

Размышляя о взаимоотношениях традиций и новаторства, художник формулирует для себя следующий тезис: «от традиции можно уходить сколь угодно далеко, но разрушать с ней связь нельзя». Эти размышления приводят его к созданию серии портретов современников, внесших свой вклад в развитие Узбекистана. В 80-х годах Улько обращается к теме экологии на фоне усугубляющейся проблемы высыхания Аральского моря. В 1988-1989 годах он участвует в крупном международном проекте, посвященном Аралу, и пишет большое количество работ, в которых отражена пугающая выразительность картины широкомасштабного экологического бедствия.

Помимо разнообразной деятельности в области изобразительного искусства и дизайна, Григорий Ильич внес большой вклад в развитие культуры Самарканда и Узбекистана в целом как организатор и педагог. Наконец, в 1994 году происходит важное событие, вписавшее имя Григория Ильича в историю его любимого Самарканда золотыми буквами. Его проект был утвержден и принят в качестве официального герба Самарканда.

Григорий Ильич Улько прожил сложную и полную событий жизнь. Судьба уберегла его и от голодной смерти в заброшенной украинской деревне Сибири, и от гибели на фронте, и привела его в древний центр мировой цивилизации – Самарканд, которому он отдал лучшие годы своей жизни, всегда оставаясь неутомимым и бескорыстным служителем искусству. На надгробном памятнике художнику, представляющем собой адаптацию его проекта мемориала жертвам войны из белорусской деревни Хатынь, начертаны слова, которые в краткой форме выражают его жизненную философию: Ars longa, vita brevis («Жизнь коротка, искусство вечно»).

Одна из главных задач выставки заключается в том, чтобы показать, что Улько был не только академическим художником советской эпохи, но и весьма неординарным автором в целом, используя при этом большое количество фотографий, документов, этюдов и текстов, которые обычно не попадают на выставки. Кроме того, на выставке будут представлены фотографии не доступных к экспонированию работ из музеев. Эти различные элементы экспозиции – как архивные, так и аттрактивные – организованы по разным смысловым блокам.

В первом представлен некоторый биографический материал: фотографии разных лет, документы, письма.
Второй включает в себя большое количество рисунков и фотографий, а также живописных работ – портретов различных людей, начиная от актеров фильма «Хамза» 1960 года, неизвестных колхозников и заканчивая художниками Ташкента, Самарканда и такими международными мастерами, как Антон Рефрежье и Роберт Раушенберг.
В третьем блоке речь идет о Самарканде: рисунки и живописные работы, изображающие улочки старого города, памятники архитектуры, различные стройки и сносы старых зданий, на что Улько обращал пристальное внимание. Тут же будет представлены несколько монументальных проектов, часть из которых была реализована, а часть осталась в фотографиях, а также материалы по гербу Самарканда.

Четвертый блок посвящен теме истории и археологии, а в пятом раскрывается тема «Земля/Арал/Экология». Здесь будут представлены некоторые из многочисленных пейзажей, сделанных в разных ландшафтах в разное время, но ключевой темой блока является Арал. Примыкает к этой теме и серия уже не связанных с Аралом работ, посвященных голоду в Эфиопии и мутациям, из которой естественным образом осуществляется выход на последний комплекс работ, отражающих размышления Григория Ильича о Вселенной, пространстве, времени и их взаимодействии. Здесь есть несколько сохранившихся работ и не сохранившихся проектов, в том числе скульптурных, мультимедийных, тексты и т.д.

Венчает всю экспозицию Эллипсоид – модернистский скульптурный проект. Он посвящен 2500-летию Самарканда. Проект представляет город как точку или величину, обитающую в трех измерениях – физическом, историческом и космическом.