Юсуп Карада, взгляд со стороны: экспертиза рынка Узбекистана

19 сентября 2018

Юсуп Карада, известный в СНГ маркетер, провел экспертизу рынка Узбекистана в момент открытия  KFC Uzbekistan. Представляем заметки автора:   

Делать бизнес в Узбекистане.
Несколько заметок.
  1. Самое большое население в ЦА — 33 млн, манит многих производителей со всего мира.
  2. Платежеспособность населения Узбекистана, в основном, ниже чем в Казахстане, но тут надо брать объёмами. Впрочем так и делают.
  3. Банковская система быстро развивается, кредитная система тоже. Бытовую технику, недвижимость, автомобили можно брать в кредит. Стройматериалы, сантехнику, одежду и еду пока нет.
  4. Строительный бум в сфере недвижимости. Но цены высокие. От 500 до 3-4 тысяч долларов за кв.метр. Поэтому большинство жилых комплексов пустуют.
  5. Тут дорогой интернет. И плохого качества. 4 гигабайта мобильного интернета Билайн УЗБ стоит около 3,500 тг. За эти деньги в Билайн КЗ можно взять 20 гигабайт. Поэтому проекты е-коммерс тут буксовать, большинство населения реально считают свой интернет трафик. Большинство общественных мест не имеют вай фай. (например дорогая по местным меркам кофейня Блак Беар тоже не имеет вай фай). 
  6. Очень развит общепит. Еда вкусная, сытная, здоровая, и низкие цены. Можно наесться за 1,000 тг. За 3,000тг можно отлично поесть на 2х человек в приличном месте.
  7. Государство всячески поощряет малый бизнес. Нещадно бьёт по рукам вороватых чиновников. Создаёт хорошие условия для бизнеса, особенно экспорта.
  8. Свободная конвертация есть. Банкоматов маловато. Но проблем с обменом и снятием долларов нет вообще (за это отдельное спасибо новому руководству страны). 
  9. Нет частных нотариусов. Государственных мало, поэтому в них большие очереди. Отношение к клиентам как у монополиста. 
  10. Коррупция поймала тишину. Её стало меньше. Но показывать по СМИ тематические сюжеты стали чаще. Бьют по рукам всех чиновников и некоторых сажают. Но чиновников много, сдаются медленно и со скрипом.
  11. Текстильный бум набирает обороты. Cotton не выдержал конкуренцию с местными производителями, закрыли точку в крупнейшем Трц Ташкента — «Самарканд дарвоза» . На их место приходят LC Waikiki. (наивные, в среднем сегменте нет смысла конкурировать с местным текстилем вообще). 
  12. Международные бренды в пищевой отрасли громко заходят на рынок. Но их быстро скопируют местные предприниматели, и начнут продавать с меньшей накруткой. Так было с турецкими донерными. Сейчас они остались в нескольких точках. Узбеки сами отлично готовят и продают донер. Тоже самое касается всевозможных видов фастфуда и напитков.На фото — открытие очередной точки KFC. Люди 5-й вечер, по информации от местных таксистов, стоят в очереди, что бы попробовать курицу.

    На рынке уже делали крылышки, теперь ближе изучат технологию, скопируюти сделают дешевле и скорее всего вкуснее, чем в KFC.

    41974072_2157868181206637_4955833261000491008_o