Галерея Art and Fact, «Общество любителей пинхол фотографии» (Россия, Санкт-Петербург) и «Всемирная Сибирская Пикториальная Биеннале» (Россия, Омск) приглашают 23 января в 18.00  на открытие выставки  OBSCURA 2.1. Это продолжение проекта « Пинхол фотография », стартовавшего в 2010 году в Ташкенте. На выставке будут представлены  фотоработы 19 участников из 6 стран.   Игорь Брякилев — «ЧТО ЕСТЬ ПИНХОЛ?»   Радость, доставляемая пинхол-фотографией, почти исключительно принадлежит автору, а зрителю — лишь постольку, поскольку ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет. Для того чтобы вы смогли вполне разделить радость авторов фотографий представленных на этой выставке, я вкратце расскажу о том, что такое пинхол. Пинхол-камера, или просто пинхол — это фотографическая камера без линз, где в качестве объектива используется небольшое отверстие. Это исчерпывающее описание технического устройства, но оно совершенно недостаточно для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Парадоксальным образом, этот простой вопрос содержит в себе несколько более сложных, самым простым из которых является вопрос «почему так называется?», а самым трудным — «зачем?». «Пинхол» — слово иностранное, впрочем, как и большинство слов русского языка, поэтому его иноязычность смущать читателя не должна. Возникает другой вопрос: почему именно английское слово «pinhole», а не какое-нибудь другое, уже известное обозначение «фотографической камеры с очень маленьким отверстием вместо обычного объектива», например, «камера-обскура» или «стеноп»? Ответ на этот терминологический вопрос даёт нам повод для краткого исторического экскурса. Слово «пинхол», в связи с фотографированием впервые употребил шотландский физик Дэвид Брюстер (David Brewster) в книге «Стереоскоп: его история, теория и конструкция» (1856). В этой книге, среди прочего, Брюстер выражает уверенность в том, что с развитием фотографической химии и ростом чувствительности фотоматериалов, камера без линз, с одним только пинхолом, станет любимым инструментом фотографа. Там же он сообщает, что вместе с преподобным Эгертоном он сфотографировал при очень слабом солнечном свете некий бюст, используя отверстие диаметром менее сотой части дюйма, затратив на это десять минут. Благодаря этому свидетельству, Брюстер считается первым, кто применил малое отверстие к фотографированию. Обратите внимание, Брюстер — не пионер фотографии. К пятидесятым годам девятнадцатого столетия фотография была не только уже изобретена, но и достигла определённого уровня совершенства. Для того чтобы стало возможным применять примитивную технику, светопись должна была достаточно усовершенствоваться. Таким образом, широко распространённое убеждение в том, что пинхол — первая фотографическая камера ошибочно. Изобретатели фотографии ни в своих первых опытах, ни когда-либо позже не использовали камеру с отверстием вместо линзы. Пинхол-камера, хоть и не была первой фотокамерой, но благодаря древности природного явления, составляющего принцип работы любого фотографического аппарата, начало фотографии можно отодвинуть вглубь истории, по крайней мере, к четвёртому веку до н. э. Самое раннее упоминание принципа обскуры мы встречаем в приписываемых Аристотелю «Проблемах» (ок. 350 г. до н.э.) — своеобразном каталоге неразрешенных на тот момент вопросов, где, между прочим, описывается несколько случаев наблюдения Солнца и солнечных затмений. В одном месте автор задаётся вопросом о том, почему солнечный свет, пройдя сквозь прямоугольное отверстие, формирует изображение круглого Солнца. В другом — ещё один нерешённый вопрос: «Почему при затмении солнца, если его наблюдать через сплетенные пальцы рук или листву деревьев, лучи образуют на земле полумесяц? Не связано ли это с тем же принципом, что и образование изображения в виде круга при прохождении солнечного света через небольшое прямоугольное отверстие?». Арабский физик и математик, переводчик и комментатор Аристотеля Ибн ал-Хайсам (965-1039) посвятил этому вопросу особый трактат — «Книгу о форме затмений», содержащий первую в истории физики теорию того, что мы теперь называем камерой-обскурой. Опыт с малым отверстием описан также в фундаментальной работе ал-Хайсама «Книга оптики», переработанный ал-Фариси вариант которой (с включением других оптических трактатов ал-Хайсама) был переведён на латинский язык. Этот перевод, непосредственно или через трактат Вителлия, стал источником знаний для всех, кого упоминают в связи с историей камеры: Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано, Джиованни делла Порта, Франческо Мавролика, Иоганна Кеплера и других. Кеплер (1571–1630) ответил на вопрос, сформулированный ещё Аристотелем, разработал теорию камеры и дал ей название, оказавшееся столь удачным, что само природное явление теперь часто называют «эффектом камеры-обскуры». К тому моменту, когда камера-обскура получила своё имя, она уже использовалась исследователями и шарлатанами и успела усовершенствоваться: приобрела компактную конструкцию и линзу вместо отверстия. Именно о такой камере идёт речь, когда вспоминают первые опыты изобретателей фотографии. На протяжении всей своей истории, начиная с Кеплера, обскура по мере приспособления к различным нуждам, получала особые названия: камера-клара, рефлекс-камера и др. Приспособленную к фотографированию обскуру стали называть фотокамерой. За особым видом фотокамеры закрепилось название пинхол. Пинхол-фотография стала популярна в 90-х годах XIX века. В Европе, США и Японии продавались камеры, выпускались специальные наборы для съёмки и печатания фотографий, создавались общества, издавались книги (см. об этом в книге Э. Реннера, или в реферативном переводе нескольких глав из неё в журнале «Техника»). Появившиеся в начале двадцатого века в России пособия по безлинзовой фотографии обходились без специального термина для камеры. Потом, благодаря переводной (главным образом немецкой и французской) литературе в ходу было слово «стеноп». Это слово вышло из широкого употребления вместе с постепенным забвением (не только в России, но и в Европе, Америке и Японии) безлинзовой фотографии, о которой вспоминали, разве что, в дидактических целях. В шестидесятых годах прошлого века усилиями энтузиастов в Западной Европе начинается возрождение интереса к фотографированию без линз. Увлечение захватывает всё более широкий круг фотографов и в семидесятых годах достигает Соединённых Штатов Америки, откуда позже, в последнее десятилетие двадцатого века приходит в Россию. Приходит вместе с этим словом — «пинхол». В завершение исторического обзора примем следующее определение: «Пинхол — это безлинзовая камера-обскура, приспособленная к фотографированию». Так что же такое пинхол, кроме того, что это простая коробка с дыркой и фотоплёнкой внутри? Пинхол — это игрушка. Игрушка — это источник радости. Радость, почти целиком принадлежащая автору пинхол-фотографии — это радость открытия. Фотографирующий такой камерой не творит, но познаёт. Познаёт по-детски (вернее, так, как взрослый представляет себе «по-детски»): без анализа, захватывая всю информацию целиком, не выделяя главного и второстепенного — бесконечная глубина резкости, которую даёт пинхол, как нельзя лучше подходит для этого. Пинхол-фотографией занимаются исключительно для удовольствия и развлечения. Способность игрушки доставлять радость почти никак не связана со свойствами самой игрушки, но почти целиком зависит от фантазии играющего. Конечно, играть можно и хорошей современной камерой, но разница между ней и самодельной пинхол-камерой ровно такая же, как между ходящей и говорящей куклой и связкой соломы, обёрнутой простой тряпкой: кукла-робот сама стремится играть, а современная камера «умнее» фотографа, и норовит сама решать, что и как фотографировать. Иными словами, современная камера, предоставляя несомненные удобства в съёмке, сводит к минимуму участие фотографа в процессе получения снимка. Пинхол-фотография — занятие для любителя. Трудно представить фотографа, снимающего пинхолом работающим в какой-нибудь коммерческой сфере, скажем, в рекламе: невозможно выполнить пожелания заказчика, невозможно предсказать результат (результат, как и в научном исследовании можно только предполагать). Заказчик никогда не будет знать заранее, за что он платит деньги, он всегда будет покупать кота в мешке. Понятно, почему пинхол-фотографией занимаются энтузиасты. Но непонятно, почему энтузиасты предпочитают всем достижениям технического прогресса простую коробку с дыркой. Отчасти это можно объяснить особенностями картинки получаемой с помощью пинхол-камеры: уже упомянутая бесконечная глубина резко изображаемого пространства и ортоскопичность изображения, которая сохраняется даже при очень широком поле зрения. Невозможно ответить на вопрос «зачем пинхол?» рассказывая лишь о конструкции камеры и свойствах фотографий этой камерой полученных. Невозможно потому, что особенности пинхол-фотографий — предмет любви, главным образом, тех, кто такой фотографией занимается. Для зрителя, для неподготовленного зрителя эти особенности не очевидны. Более того, в эстетическом смысле снимок, сделанный пинхол-камерой, чаще всего имеет недостатков больше чем достоинств. Подобно красивому камешку, унесённому с места находки, снимок теряет большую часть своего очарования, будучи лишён истории своего создания. Камешку надо быть по-настоящему красивым, чтобы можно было внятно объяснить домочадцам, зачем ты принёс домой этот булыжник. Для того чтобы снимок сделанный пинхол-камерой произвёл впечатление, в нём самом должна содержаться история его создания. Часто, очень часто, то есть, практически всегда не обходится без комментария: «сделано пинхолом» — сокращенного описания обстоятельств появления снимка на свет, имеющего целью попытку оправдать техническую неубедительность и эстетическую несостоятельность фотографии. Фотографический снимок здесь — приглашение разделить радость открытия. Эстетика пинхола — поэтика нового, такого нового, про которое невозможно сказать «похоже» оно или нет, потому что никто ещё не видел этого предмета, пусть даже этот предмет — простая чашка чаю на столе. «Ахиллесова пята» пинхол-фотографии — в том, что это «искусство для своих», для «тех, кто понимает» или, хотя бы, сочувствует. Всем остальным, тем, кто не входит в этот достаточно тесный кружок любителей, он может представляться чем-то вроде секты. Большинство причин, по которым некоторые из фотографов увлекаются пинхолом, к фотографии как таковой прямого отношения не имеют, носят характер скорее психологический, очень индивидуальны, то есть, в каждом конкретном случае — свои. Тем не менее, можно обозначить и несколько общих причин. Радость от вылазки на природу. Древность, натуральность принципа камеры-обскуры приобщают фотографа к природным стихиям. Фотографии получаются естественно и красиво как облака, гонимые ветром (понятно, кто-то увидит в облаке уточку и барабан, кто-то — признаки ухудшения погоды, а кто-то решит, что эти двое занимаются ерундой). Радость самообразования. Для того чтобы изготовить фотокамеру и делать ею снимки надо кое-что знать. Необходимы некоторые теоретические и практические навыки. Фотографирование самодельной камерой требует знания основ фотографии: в такой камере нет никакой автоматики — выдержку, то есть время, на которое вы пускаете внутрь камеры свет, придется определять самостоятельно. Радость познания. Проектирование своей камеры — отличный повод расширить кругозор, найти применение знаниям, полученным в школе, институте или библиотеке, научиться находить нужную информацию, то есть приобрести навыки, полезные в любой области деятельности. Радость труда. Изготовление камеры по собственному проекту дает возможность применить и развить умение что-то делать своими руками. Радость творчества. Если вы сами разрабатываете и строите свою камеру, вы не привязаны к стандартным фотографическим форматам. Вы можете придумать камеру, исходя из того, какой вы задумали свою будущую фотографию. Побочным результатом занятий пинхол-фотографией является приятное чувство независимости от производителей фототехники. Ответ на вопрос «зачем пинхол?» — скорее поэзия, нежели ясное изложение причин. О вескости этих причин мы можем судить лишь по косвенным признакам, например по тому, как и сто лет назад, вновь выпускаются коммерческие камеры, издаются книги, организуются объединения любителей и устраиваются выставки.     
pr.uz USSODesign.com, октябрь-декабрь 2016
RSS Реклама на сайте
Добавить свою статью

Выставки в Ташкенте

OBSCURA 2.1


Галерея Art and Fact, «Общество любителей пинхол фотографии» (Россия, Санкт-Петербург) и «Всемирная Сибирская Пикториальная Биеннале» (Россия, Омск) приглашают 23 января в 18.00  на открытие выставки  OBSCURA 2.1. Это продолжение проекта «Пинхол фотография», стартовавшего в 2010 году в Ташкенте. На выставке будут представлены  фотоработы 19 участников из 6 стран.

 
Игорь Брякилев — «ЧТО ЕСТЬ ПИНХОЛ?»
 
Радость, доставляемая пинхол-фотографией, почти исключительно принадлежит автору, а зрителю — лишь постольку, поскольку ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет. Для того чтобы вы смогли вполне разделить радость авторов фотографий представленных на этой выставке, я вкратце расскажу о том, что такое пинхол.

Пинхол-камера, или просто пинхол — это фотографическая камера без линз, где в качестве объектива используется небольшое отверстие. Это исчерпывающее описание технического устройства, но оно совершенно недостаточно для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Парадоксальным образом, этот простой вопрос содержит в себе несколько более сложных, самым простым из которых является вопрос «почему так называется?», а самым трудным — «зачем?».

«Пинхол» — слово иностранное, впрочем, как и большинство слов русского языка, поэтому его иноязычность смущать читателя не должна. Возникает другой вопрос: почему именно английское слово «pinhole», а не какое-нибудь другое, уже известное обозначение «фотографической камеры с очень маленьким отверстием вместо обычного объектива», например, «камера-обскура» или «стеноп»? Ответ на этот терминологический вопрос даёт нам повод для краткого исторического экскурса.

Слово «пинхол», в связи с фотографированием впервые употребил шотландский физик Дэвид Брюстер (David Brewster) в книге «Стереоскоп: его история, теория и конструкция» (1856). В этой книге, среди прочего, Брюстер выражает уверенность в том, что с развитием фотографической химии и ростом чувствительности фотоматериалов, камера без линз, с одним только пинхолом, станет любимым инструментом фотографа. Там же он сообщает, что вместе с преподобным Эгертоном он сфотографировал при очень слабом солнечном свете некий бюст, используя отверстие диаметром менее сотой части дюйма, затратив на это десять минут. Благодаря этому свидетельству, Брюстер считается первым, кто применил малое отверстие к фотографированию.

Обратите внимание, Брюстер — не пионер фотографии. К пятидесятым годам девятнадцатого столетия фотография была не только уже изобретена, но и достигла определённого уровня совершенства. Для того чтобы стало возможным применять примитивную технику, светопись должна была достаточно усовершенствоваться. Таким образом, широко распространённое убеждение в том, что пинхол — первая фотографическая камера ошибочно. Изобретатели фотографии ни в своих первых опытах, ни когда-либо позже не использовали камеру с отверстием вместо линзы.

Пинхол-камера, хоть и не была первой фотокамерой, но благодаря древности природного явления, составляющего принцип работы любого фотографического аппарата, начало фотографии можно отодвинуть вглубь истории, по крайней мере, к четвёртому веку до н. э.

Самое раннее упоминание принципа обскуры мы встречаем в приписываемых Аристотелю «Проблемах» (ок. 350 г. до н.э.) — своеобразном каталоге неразрешенных на тот момент вопросов, где, между прочим, описывается несколько случаев наблюдения Солнца и солнечных затмений. В одном месте автор задаётся вопросом о том, почему солнечный свет, пройдя сквозь прямоугольное отверстие, формирует изображение круглого Солнца. В другом — ещё один нерешённый вопрос: «Почему при затмении солнца, если его наблюдать через сплетенные пальцы рук или листву деревьев, лучи образуют на земле полумесяц? Не связано ли это с тем же принципом, что и образование изображения в виде круга при прохождении солнечного света через небольшое прямоугольное отверстие?».

Арабский физик и математик, переводчик и комментатор Аристотеля Ибн ал-Хайсам (965-1039) посвятил этому вопросу особый трактат — «Книгу о форме затмений», содержащий первую в истории физики теорию того, что мы теперь называем камерой-обскурой. Опыт с малым отверстием описан также в фундаментальной работе ал-Хайсама «Книга оптики», переработанный ал-Фариси вариант которой (с включением других оптических трактатов ал-Хайсама) был переведён на латинский язык. Этот перевод, непосредственно или через трактат Вителлия, стал источником знаний для всех, кого упоминают в связи с историей камеры: Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано, Джиованни делла Порта, Франческо Мавролика, Иоганна Кеплера и других.

Кеплер (1571–1630) ответил на вопрос, сформулированный ещё Аристотелем, разработал теорию камеры и дал ей название, оказавшееся столь удачным, что само природное явление теперь часто называют «эффектом камеры-обскуры».

К тому моменту, когда камера-обскура получила своё имя, она уже использовалась исследователями и шарлатанами и успела усовершенствоваться: приобрела компактную конструкцию и линзу вместо отверстия. Именно о такой камере идёт речь, когда вспоминают первые опыты изобретателей фотографии.

На протяжении всей своей истории, начиная с Кеплера, обскура по мере приспособления к различным нуждам, получала особые названия: камера-клара, рефлекс-камера и др. Приспособленную к фотографированию обскуру стали называть фотокамерой. За особым видом фотокамеры закрепилось название пинхол.

Пинхол-фотография стала популярна в 90-х годах XIX века. В Европе, США и Японии продавались камеры, выпускались специальные наборы для съёмки и печатания фотографий, создавались общества, издавались книги (см. об этом в книге Э. Реннера, или в реферативном переводе нескольких глав из неё в журнале «Техника»).

Появившиеся в начале двадцатого века в России пособия по безлинзовой фотографии обходились без специального термина для камеры. Потом, благодаря переводной (главным образом немецкой и французской) литературе в ходу было слово «стеноп». Это слово вышло из широкого употребления вместе с постепенным забвением (не только в России, но и в Европе, Америке и Японии) безлинзовой фотографии, о которой вспоминали, разве что, в дидактических целях.

В шестидесятых годах прошлого века усилиями энтузиастов в Западной Европе начинается возрождение интереса к фотографированию без линз. Увлечение захватывает всё более широкий круг фотографов и в семидесятых годах достигает Соединённых Штатов Америки, откуда позже, в последнее десятилетие двадцатого века приходит в Россию. Приходит вместе с этим словом — «пинхол».

В завершение исторического обзора примем следующее определение: «Пинхол — это безлинзовая камера-обскура, приспособленная к фотографированию».

Так что же такое пинхол, кроме того, что это простая коробка с дыркой и фотоплёнкой внутри?

Пинхол — это игрушка. Игрушка — это источник радости. Радость, почти целиком принадлежащая автору пинхол-фотографии — это радость открытия. Фотографирующий такой камерой не творит, но познаёт. Познаёт по-детски (вернее, так, как взрослый представляет себе «по-детски»): без анализа, захватывая всю информацию целиком, не выделяя главного и второстепенного — бесконечная глубина резкости, которую даёт пинхол, как нельзя лучше подходит для этого.

Пинхол-фотографией занимаются исключительно для удовольствия и развлечения. Способность игрушки доставлять радость почти никак не связана со свойствами самой игрушки, но почти целиком зависит от фантазии играющего. Конечно, играть можно и хорошей современной камерой, но разница между ней и самодельной пинхол-камерой ровно такая же, как между ходящей и говорящей куклой и связкой соломы, обёрнутой простой тряпкой: кукла-робот сама стремится играть, а современная камера «умнее» фотографа, и норовит сама решать, что и как фотографировать. Иными словами, современная камера, предоставляя несомненные удобства в съёмке, сводит к минимуму участие фотографа в процессе получения снимка.

Пинхол-фотография — занятие для любителя. Трудно представить фотографа, снимающего пинхолом работающим в какой-нибудь коммерческой сфере, скажем, в рекламе: невозможно выполнить пожелания заказчика, невозможно предсказать результат (результат, как и в научном исследовании можно только предполагать). Заказчик никогда не будет знать заранее, за что он платит деньги, он всегда будет покупать кота в мешке. Понятно, почему пинхол-фотографией занимаются энтузиасты. Но непонятно, почему энтузиасты предпочитают всем достижениям технического прогресса простую коробку с дыркой.

Отчасти это можно объяснить особенностями картинки получаемой с помощью пинхол-камеры: уже упомянутая бесконечная глубина резко изображаемого пространства и ортоскопичность изображения, которая сохраняется даже при очень широком поле зрения.

Невозможно ответить на вопрос «зачем пинхол?» рассказывая лишь о конструкции камеры и свойствах фотографий этой камерой полученных. Невозможно потому, что особенности пинхол-фотографий — предмет любви, главным образом, тех, кто такой фотографией занимается. Для зрителя, для неподготовленного зрителя эти особенности не очевидны. Более того, в эстетическом смысле снимок, сделанный пинхол-камерой, чаще всего имеет недостатков больше чем достоинств. Подобно красивому камешку, унесённому с места находки, снимок теряет большую часть своего очарования, будучи лишён истории своего создания. Камешку надо быть по-настоящему красивым, чтобы можно было внятно объяснить домочадцам, зачем ты принёс домой этот булыжник. Для того чтобы снимок сделанный пинхол-камерой произвёл впечатление, в нём самом должна содержаться история его создания. Часто, очень часто, то есть, практически всегда не обходится без комментария: «сделано пинхолом» — сокращенного описания обстоятельств появления снимка на свет, имеющего целью попытку оправдать техническую неубедительность и эстетическую несостоятельность фотографии. Фотографический снимок здесь — приглашение разделить радость открытия. Эстетика пинхола — поэтика нового, такого нового, про которое невозможно сказать «похоже» оно или нет, потому что никто ещё не видел этого предмета, пусть даже этот предмет — простая чашка чаю на столе. «Ахиллесова пята» пинхол-фотографии — в том, что это «искусство для своих», для «тех, кто понимает» или, хотя бы, сочувствует. Всем остальным, тем, кто не входит в этот достаточно тесный кружок любителей, он может представляться чем-то вроде секты.

Большинство причин, по которым некоторые из фотографов увлекаются пинхолом, к фотографии как таковой прямого отношения не имеют, носят характер скорее психологический, очень индивидуальны, то есть, в каждом конкретном случае — свои. Тем не менее, можно обозначить и несколько общих причин.

Радость от вылазки на природу. Древность, натуральность принципа камеры-обскуры приобщают фотографа к природным стихиям. Фотографии получаются естественно и красиво как облака, гонимые ветром (понятно, кто-то увидит в облаке уточку и барабан, кто-то — признаки ухудшения погоды, а кто-то решит, что эти двое занимаются ерундой).

Радость самообразования. Для того чтобы изготовить фотокамеру и делать ею снимки надо кое-что знать. Необходимы некоторые теоретические и практические навыки. Фотографирование самодельной камерой требует знания основ фотографии: в такой камере нет никакой автоматики — выдержку, то есть время, на которое вы пускаете внутрь камеры свет, придется определять самостоятельно.

Радость познания. Проектирование своей камеры — отличный повод расширить кругозор, найти применение знаниям, полученным в школе, институте или библиотеке, научиться находить нужную информацию, то есть приобрести навыки, полезные в любой области деятельности.

Радость труда. Изготовление камеры по собственному проекту дает возможность применить и развить умение что-то делать своими руками.

Радость творчества. Если вы сами разрабатываете и строите свою камеру, вы не привязаны к стандартным фотографическим форматам. Вы можете придумать камеру, исходя из того, какой вы задумали свою будущую фотографию.

Побочным результатом занятий пинхол-фотографией является приятное чувство независимости от производителей фототехники.

Ответ на вопрос «зачем пинхол?» — скорее поэзия, нежели ясное изложение причин. О вескости этих причин мы можем судить лишь по косвенным признакам, например по тому, как и сто лет назад, вновь выпускаются коммерческие камеры, издаются книги, организуются объединения любителей и устраиваются выставки. 
 
 
Метки: Art & Fact, фотографии, OBSCURA 2.1, Пинхол фотография
Добавить в свой:

Комментарии (1)

  • keetanokeetano   12 January 2012, 23:20   #
    0
    Столько текста!... Можно где-то в начале болдом выделить суть - что можно увидеть на выставке?



Подписка на комментарии:

Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи



Последние статьи данного раздела

Носирходжа Фатхуллаев в Bonum Factum: выставка «Между»
Галерея Bonum Factum приглашает на открытие персональной выставки молодого скульптора и живописца Носи...
«Ильхом» — выставка Акмаля Икрамжанова
В галерее Bonum Factum со 2 по 22 ноября 2016 года проходит персональная выставка народного художника РУз Акмаля Икра...
«Хлопок Одной Ладони» — буддийская тема на показе в галерее ZERO LINE
28 октября в 18.00 галерея ZERO LINE открывает показ – «Хлопок Одной Ладони». Такое назва...
Tashkent. Nostlagie — выставка акварели Евгения Панова
Галерея Bonum Factum приглашает на открытие выставки акварели Евгения Панова  — Tashkent. Nostlagie, котор...
«Выйти из тени» — фотовыставка в Bonum Factum
6 мая 2016 в 18:30 в Галерее Bonum Factum состоится открытие фотовыставки «Выйти из тени»....
Выставка Радика Азизова «Калейдоскоп смеха», посвященная 1 апреля
1 апреля, в пятницу, в 17:00 часов в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбе...

Опрос

Чей тизер лучше?
  • Свой вариант

Последние комментарии

Календарь «Год без сигарет»
salenet
Электронные сигареты в Ташкенте. Магазин электронных сигарет. Электронный кальян в Таш...
I-Check — брелок-картридер для проверки баланса сумовых пластиковых карт
salenet
БОЛЬШАЯ ПРОЗЬБА НЕ ЗВОНИТЬ ПО ВЫШЕ УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ. БРЕЛКОВ БОЛЬШЕ НЕТ И НЕ БУДЕТ. ГДЕ ДОСТАТЬ ...
I-Check — брелок-картридер для проверки баланса сумовых пластиковых карт
salenet
БОЛЬШАЯ ПРОЗЬБА НЕ ЗВОНИТЬ ПО ВЫШЕ УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ. БРЕЛКОВ БОЛЬШЕ НЕТ И НЕ БУДЕТ. ГДЕ ДОСТАТЬ ...
I-Check — брелок-картридер для проверки баланса сумовых пластиковых карт
salenet
БОЛЬШАЯ ПРОЗЬБА НЕ ЗВОНИТЬ ПО ВЫШЕ УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ. БРЕЛКОВ БОЛЬШЕ НЕТ И НЕ БУДЕТ. ГДЕ ДОСТАТЬ ...
I-Check — брелок-картридер для проверки баланса сумовых пластиковых карт
salenet
БОЛЬШАЯ ПРОЗЬБА НЕ ЗВОНИТЬ ПО ВЫШЕ УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ. БРЕЛКОВ БОЛЬШЕ НЕТ И НЕ БУДЕТ. ГДЕ ДОСТАТЬ ...
I-Check — брелок-картридер для проверки баланса сумовых пластиковых карт
salenet
БОЛЬШАЯ ПРОЗЬБА НЕ ЗВОНИТЬ ПО ВЫШЕ УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ. БРЕЛКОВ БОЛЬШЕ НЕТ И НЕ БУДЕТ. ГДЕ ДОСТАТ...
FFF.uz — бесплатный файлообменник в TAS-IX
ZOKIDIN
Не удаётся добавить файли
Е.Скляревский — Про Узнет
autodesk plant
Cheap Antivirus Software Web store Autodesk AutoCAD 2015 Authorized Sage MAS 90/200 Support Wor...
MoneyGram ввела новый тариф от 1%
Бобохонов Зафархон Туробхонович
я думаю не очень порядочная компания пропадают переводи я могу если надо доказат факти о токих сл...
Новый мессенджер Pinngle
Азиз Юсупов
Добрый день. Отмечу очень обширное рекламное продвижение мессенджера. Из минусов, к сожалению бр...


Pr.uz находится в зоне Tas-IX

Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Pinngle

Рекомендуем

«11 секунд», которые изменят вашу жизнь
Блокнотик со встроенным циферблатом — умная сувенирка мерчендайзерам на заметку
«Жду удачу, удача близится, наступает удача грозьдьями» (с)
XV-й Республиканский конкурс экологической журналистики в Узбекистане
Визитки Longbow: конструктор для лука
Зависимость от смартфонов по-китайски
Маркетинг: Управление сегментами рынка и клиентами
Мастер-класс по составлению CV. Версия шоколадная
Башмаки на вырост и другие мелочи жизни
Бесплатный мессенджер Pinngle: интерфейс на узбекском, групповые чаты, итоги новогоднего конкурса
Акционерный коммерческий банк HI-TECH BANK объявляет конкурс на разработку логотипа банка
Создаем идеальный event: от «капустника» до масштабного мероприятия
Лекция «7 миллиардов секретов создания супербрендов» от Фархада Кучкарова
Plov must go on: food-сессия от российского фотографа
Прекрасные фотоманипуляции Караша Йонуца
Курс в UJC: Маркетинг для фармацевтических компаний
Добро пожаловать на Восток: Oriental Inspiration — фотопроект SaAz
Crayon Business Cards: пишущие визитки-карандаши
Алфавит Алекса Солиса: иллюстрированный язык жестов
Полезная инфографика по «треугольнику экспозиции» для фотографов-новичков

Подписка


Branduz
Материалы присылайте на адрес: info@pr.uz
Сайт зарегистрирован в Узбекском Агентстве по Печати и Информации
Свидетельство №0414 от 16.07.2007
Реклама на сайте | О редакции

Хостинг предоставлен компанией:

Проект компании "Info Xizmati" Brand.uz