Читайте главные новости самыми первыми в нашем Telegram-канале
21 мая 2024
Редакция PR.uz совместно с креативным агентством FCB Artgroup Tashkent* выяснила, какие задачи и вызовы стоят перед молодым направлением инфлюенс-маркетинга в Узбекистане.
Инфлюенс-маркетинг в Узбекистане набирает обороты, однако по данным FCB Artgroup Tashkent рынок ещё не насыщен в полной мере как по количеству инфлюенсеров, так и по их разнообразию. Также есть нечеткое понимание и недоверие к данному виду коммуникации со стороны рекламодателей.
За годы работы агентство не раз побеждало c кейсами в коллаборации с инфлюенсерами на рекламных фестивалях. Например, кейс Bref для компании Henkel в 2023 году получил золото в направлении Marketing & Creative effectiveness, Influencer campaign на TAF (Узбекистан), а также бронзу в SMM&Digital, Low budget campaign на Red Jolbors (Казахстан).
«Мы давно изучаем этот рынок, а с прошлого года создали специальный отдел Influencer Marketing & Creative Content для более качественной работы в этом направлении. А пообщавшись с двумя известными менеджерами блогеров в Узбекистане Сабиной Бакиевой и Шохжахоном Ташкуловым, мы смогли выделить несколько факторов», — отмечает Насиба Нурматова, Digital Manager.
Рост рекламных запросов
В 2023 году отмечался значительный рост запросов на рекламу как на местном, так и на международном уровнях.
«Примерный рост на 30% по сравнению с 2022 годом. Появляются новые игроки в сфере блогинга, а также растет доверие к «инфлюенсу» среди заказчиков», — отметила Сабина, основательница инфлюенсерского агентства Faces.
По мнению Шохжахона, со-основателя медиакомпании BM Prod., рекламные запросы увеличились примерно на 50-60%. Стало больше международных брендов, также большое количество местных брендов «проснулись» и начали серьезно относиться к рекламе у блогеров в качестве канала коммуникации.
Разнообразие аудиторий
Опыт Сабины и Шохжахона показывает, что каждая целевая аудитория имеет свои уникальные характеристики и запросы. Сабина работает как с международными компаниями, так и с местными, но больше сфокусирована на локальном рынке. В то же время Шохжахон сосредоточен на взаимодействии с международными брендами. Это разнообразие требует индивидуального подхода и разработки стратегий со стороны профессионалов в области рекламы.
Адаптация контента под аудиторию
Оба продюсера подчеркивают важность того, чтобы контент адаптировался под интересы и потребности аудитории. Это показывает, что ключевым элементом успешного инфлюенс-маркетинга является не только качественный контент, но и его соответствие ожиданиям и предпочтениям зрителей.
Секторы и отрасли рекламодателей
Сабина выделяет определенные секторы, такие как FMCG и недвижимость, в то время как Шохжахон акцентирует внимание на многообразии отраслей.
«Так как мы по большей части работаем с блогерами развлекательного направления, это в основном FMCG, электронная коммерция (маркетплейсы и банковские приложения) и общепит. Реклама от «недвижки» поступает в основном на авто и крупных блогеров».
Что нужно для дальнейшего развития рынка инфлюенс-маркетинга?
Чтобы рынок инфлюенс-маркетинга продолжал расти и развиваться, нужно постоянно работать над улучшением. По мнению Сабины, необходимо следующее:
Шохжахон считает, что этому способствует ряд факторов:
Что касается блогеров, то это:
«Проработав больше трех лет по направлению инфлюенс, я несомненно вижу его развитие. Видела как некогда блоги со 100 тыс. подписчиками сейчас уже превратились в миллионников с качественным контентом и активной аудиторией. Когда мы коллаборируемся с блогерами для международных компаний следовательно требования к ним растут и хотелось бы получать от них большей самоотдачи, не только со стороны контента, но и со стороны сроков, отчетности и результативности».
Насиба Нурматова, Digital Manager.
Саима Джахангирова считает, что на рынке блогинга и инфлюенс-маркетинга наблюдается хаос.
«Помню как еще во времена работы на стороне бизнеса (2017 г.), мы впервые в Узбекистане начали использовать инфлюенс маркетинг в целях запуска бренда. С тем, что происходит сейчас на рынке есть ощутимая разница и это радует!
Выскажу свои мысли о текущей ситуации:Сейчас происходит естественный хаос на рынке блогинга и инфлюенс-маркетинга, в условиях нынешнего интернета и других барьеров которые есть (например, нет все еще монетизации на площадках, где блогеры могли бы конкурировать). Поэтому очень сложно говорить, что плохо работают или блогеры, или клиенты, или агентства, и в том что нет четкой системы или правильного ценообразования. Когда аудитория диджитал пространства резко вырастит и в Узбекистане, появится монетизация YouTube или Instagram, естественным образом произойдет революция. Появится здоровая конкуренция и в целом будет контентный бум. Пока все идет очень медленно по сравнению даже с соседним Казахстаном, поэтому клиентам и агентствам сложно под каждый запрос находить правильный контент или правильного блогера для интеграции.
Но, несмотря на это, мы в агентстве находим решения и стараемся не отставать от соседних рынков по диджитал кампаниям. Международные компании приятно удивляются результатам работы с инфлюенсерами и блогерами в Узбекистане».
Саима Джахангирова, Creative Content & Digital Director.
*FCB ARTGROUP TASHKENT — Международное креативное агентство. Оно является частью глобальной сети рекламного агентства FCB (1873 г.).
*TAF — конкурс лучшей рекламы в рамках ежегодного Ташкентского фестиваля рекламы.
*RED JOLBORS — Центрально-азиатский фестиваль коммуникаций.