10 января 2024

ESG для банков Узбекистана: для чего нужно и как продвигать?

Александр Лихтман, основатель PR-агентства для IT-компаний ITCOMMS, рассказал редакции PR.uz, зачем банкам ESG-принципы, и почему они выгодны для любого современного бизнеса.

Фото: ITCOMMS

Каковы перспективы развития ESG-модели для банков Узбекистана и почему принципы экологического, социального и корпоративного управления выгодны для любого современного бизнеса? В интервью редакции PR.uz основатель PR-агентства для IT-компаний ITCOMMS, Александр Лихтман, подробно раскрыл тему роли и значения «зеленой» банковской продукции в нашей стране.

Что такое ESG и зачем оно банкам

Для начала давайте разберемся, что такое ESG и какие задачи можно решить с его помощью. ESG — стратегия ведения бизнеса, подразумевающая бережное отношение к природе, обществу, а также сотрудникам и управлению. Для разных компаний приоритетными могут быть разные стороны ESG: для энергетики и добывающей промышленности более значимой может быть экологический аспект, для сферы услуг — социальный, а для банков и других финансовых организаций — сотрудники и менеджмент.

Не смотря на то, что цель любого бизнеса – прибыль, ESG напрямую не работает на эту цель. Хороший, качественный ESG помогает улучшить имидж компании и работает на бренд «вдолгую». Если компания заботится о своих сотрудниках, предоставляет им лучшие условия труда, вкладывается в эко-развитие своего города, страны и мира, в целом, это привлекает людей. Пользователи более лояльны к таким компаниям, больше доверяют им. А талантливые люди, стремящиеся сделать мир лучше, чаще выбирают социально-ответственные компании в качестве места работы.

Эта логика применима не только к производствам и добывающей сфере, но и к финансовым организациям. Так, 15 из 20 лучших банков Ближнего Востока и Северной Африки уже используют в своей работе ESG стратегии. 70% банков региона кредитуют проекты, связанные с  возобновляемой энергетикой, а 65% выпускают экологические, социальные или устойчивые облигации. Кроме того, 40% финансовых организаций предоставляют кредиты, связанные с устойчивым развитием. 

В исследовании компании EY, проведенном в 2022 году, говорится, что устойчивое финансирование является одним из самых быстрорастущих классов активов в банковской отрасли. Банки используют переход инвесторов к «зеленому» инвестированию, а также реагируют на давление со стороны аналитиков, регулирующих органов и политиков.

Если вам кажется, что это все далеко от нас и еще не скоро дойдет сюда, то вы ошибаетесь. В 2018 году Узбекистан вслед за Казахстаном подписал Парижское соглашение, по которому обязал себя снижать содержание углекислого газа в атмосфере. Также для борьбы с климатическими изменениями разработана «Стратегия перехода к зеленой экономике», а к 2050 году власти планируют сделать весь энергосектор страны углеродно-нейтральным. 

В Узбекистане ярко виден рост интереса к ESG. Например, своя ESG-стратегия есть у «Узпромстройбанк» и Tengebank. Причем, «Узпромстройбанк» по итогам 2022 года стал победителем в номинациях «Лучший банк Узбекистана» и «Лучший ESG-банк в Узбекистане». Особенно эксперты выделяют работу банка с Международной финансовой корпорацией (МФК) и ЕБРР по трансформации, развитию зеленого банкинга и внедрению ESG-принципов.

Помимо этого, в 2020 году Sanoat qurilish bank (SQB) в сотрудничестве с ЕБРР, МФК и другими ведущими институтами развития запустил платформу по «зеленому» финансированию и создал необходимую внутреннюю ESG-экосистему, включая маркетинг, брендинг, разработку новых «зеленых» продуктов, развитие каналов продаж и обучение персонала.

Почему банкам нужно продвигать свои ESG-инициативы?

Придумать и запустить ESG-проекты – это лишь часть большой стратегии. Для того, чтобы о проекте и планах компании знали в обществе, необходимо продвигать ESG-инициативы, рассказывать о них.

Что получает банк, когда публично рассказывает о собственных ESG-проектах:

  • Повышение лояльности клиентов и инвесторов

    По результатам исследования Nielsen 2018 года, 48% потребителей отметили важность ESG и заявили, что готовы менять потребительские привычки. Среди опрошенных о важности бережного развития высказались 83% миллениалов, рожденных в 1980х-1990х годах. Уже сейчас большинство потребителей отдают предпочтение тем компаниям, которые стремятся принести пользу как окружающему миру, так и обществу.

    По показателям ESG авторитетные издания вроде Bloomberg, S&P Dow Jones Indices и MSCI составляют рейтинги организаций. Положение в рейтинге влияет на лояльность не только клиентов, но и инвесторов. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных вкладчиков — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. Тогда 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании.

    Можно сказать, что многие люди — как инвесторы, так и клиенты — не хотят быть причастными к крайне опасным для экологии или отличившимся особенно тоталитарным менеджментом компаниям. 
  • Улучшение репутации и имиджа

    Клиенты будут считать ответственным бизнесом тот, который не загрязняет природу, помогает людям и животным. Спрос на экологичность растет по всему миру. Бизнес может использовать это, чтобы привлечь клиентов и, что немаловажно, для создания интересных, ярких инфоповодов для СМИ и соцсетей.

    Опасная крайность тут — greenwashing — создание видимости ответственности бизнеса и желание «попиариться» на актуальной теме. Обычно гринвошинг ограничивается заменой упаковки товара и добавлением слов eco, bio, natural и так далее. Нередко попытки маркетологов использовать такую стратегию приводят к скандалам.

    Несколько лет назад Coca-Cola представила новую версию классического напитка — Life. По заявлениям компании, с меньшим содержанием сахара и экстрактом стевии. В рекламе маркетологи настойчиво выстраивали ассоциации с натуральностью продукта, однако их посыл провалился. Газировка содержала меньше сахара, но оставалась вредной. Более того, продажа напитка в пластиковых бутылках противоречила принципам экологичности. Серию сняли с продажи.   
  • Соответствие растущим требованиям регуляторов и рынка

    Главный регулятор для любого бизнеса — государство. Чиновники же в свою очередь не могут игнорировать запрос общества на ответственный подход к развитию страны и начинают принимать законы, опирающиеся на идеи ESG.

    Бизнесу придется подстраиваться под растущие требования не только для того, чтобы «выглядеть современно», но и для того, чтобы фактически продолжать свою работу.
ESG – это концепция, позволяющая бизнесу развиваться честно

Как я уже говорил ранее, ESG — не попытка казаться лучше, чем ты есть, а концепция, позволяющая бизнесу развиваться честно, с пользой для общества, а главное — долгосрочно. Стабильность и устойчивое развитие особенно важны для таких сложных организаций как банки. И о них нужно и важно говорить. Громко, но корректно и честно.

Поначалу организация работу по ESG-принципам может казаться непонятной, чуждой нашей корпоративной культуре и даже убыточной. Но, учитывая все, о чем мы говорили в этой статье, в ближайшие годы все крупные компании включат ESG в основу своей коммуникационной стратегии.

Для тех, кто хочет узнать еще больше о PR ESG для банков и Fintech-компаний будет организован бизнес-бранч, который пройдет 27 января в Ташкенте. Анонс и ссылка на регистрацию будут опубликованы в канале агентства на следующей неделе.

Не бойтесь открываться новому, разбираться в непонятном и применять это в работе! Тем более, когда речь идет о новых стандартах, от которых никуда не денешься.

заключил Александр Лихтман


Читайте также:

Airbnb предложил переночевать в домах из популярных фильмов

02 мая 2024

В Ташкенте при поддержке компании Click прошел первый Jolbors Business Summit

02 мая 2024

Впервые в истории республики креативный директор из Узбекистана вошел в жюри «Каннских львов»

02 мая 2024

Популярные новости

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

Pinterest назвал пять главных оттенков на 2024 год

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Больше новостей