Читайте главные новости самыми первыми в нашем Telegram-канале
28 февраля 2023
В статье приводятся как локальные, так и глобальные тенденции разных масштабов и бюджетов.
Международный холдинг в области диджитал-рекламы — Admixer представил тренды, которые в той или иной мере придут в регион Центральной Азии в 2023 году. В статье приводятся как локальные, так и глобальные тенденции разных масштабов и бюджетов.
Отмечается, что в целом на начало 2023 проникновение интернета в Узбекистане составило 77%, незначительно уступив показателям Кыргызстана (78%) и Казахстана (90%). Между тем подчеркивается, что наступила эпоха digital-first, это означает, что потребители хотят получать сервисы и товары ещё быстрее, но без потери качества.
Вместе с тем, всё большее число пользователей хотят потреблять контент именно на родном языке или как минимум хотят, чтобы у них был выбор. Это видно и по статистическим данным, и по активизации такого контента в соцсетях. Как пример приводится казахстанский Aitube с полумиллионными просмотрами роликов как яркий пример популяризации национальной культуры и языка — тренд, который стоит учитывать уже сейчас.
При этом подчеркивается, что рост локального рынка неизбежно привлекает и международные компании. Кроме инноваций они приносят рабочие места и здоровую конкуренцию. Проблема, с которой столкнулся регион, – нехватка качественных специалистов.
Развитие индустрии приводит к появлению всё новых игроков в онлайне. Некрупным компаниям сложно конкурировать с большими или международными брендами просто за счёт того, что у них часто нет ресурса для создания самостоятельного рекламного отдела. Для того чтобы масштабироваться и быть конкурентоспособными, в 2023 году всё больше таких компаний будут делегировать свою рекламную деятельность рекламным агентствам, технологическим партнёрам. Что лишний раз подчеркивает важность профессиональных кадров.
Отмечается, что сейчас в регионе много возможностей, но не хватает важных компонентов, присущих любой здоровой индустрии, а именно систематизации знаний и стандартизации процессов. Таким образом, важно создавать индустриальные ассоциации, проводить профильные конференции, приучать индустрию диджитал-рекламы к общим стандартам показателей, обговаривать рыночные проблемы и делиться опытом их решения.
В 2023 году более 50% игроков рынка активнее сфокусируются на получении/приобретении 1st party data — прямой собранной информации от пользователей, отказываясь от использования сторонних данных, в том числе 3rd party cookies — файлы, которые сохраняют рекламные системы. Другими словами, к обезличенным данным, на которые пользователи дают согласие, в противовес персональным данным, полученным из любых, в том числе сторонних источников.
Ритейл медиа и e-commerce в целом за счёт доступа к первичным данным имеют приоритет в диджитал-рекламе. Данные, которыми располагают ритейлеры, позволяют им получить дополнительный источник заработка – монетизировать онлайн-полки и собственно 1st party данные, а рекламодателям – получить доступ к «очень теплой» аудитории. К примеру в 2021 году объём расходов на рекламу в ритейл медиа по всему миру составил 77 млрд. И эта цифра продолжает расти.
Представители многих компаний называют 2023 годом connected TV. Netflix, Megogo, IVI, ALLPLAY, Kinopoisk – это то, где потенциальные потребители проводят значительную часть своего времени. В последние годы не только медиапотребление, но и рекламные бюджеты перетекают от классического телевидения в CTV. Это объясняется тем, что по сравнению с аналоговым телевидением CTV предлагает маркетологам более точное таргетирование, более персонализированные сообщения, демографические данные с геолокацией, языком и типом устройства.
Подчеркивается, что статичные бумажные билборды активно заменяются на диджитал. Кроме того, что это экономит огромное количество ресурсов, так здесь ещё и можно значительно сузить горизонт планирования или поменять что-то «на ходу». Кроме того, к видео постепенно добавляются аудио, объёмность (3D) и динамичность креативов, делая такую рекламу ещё и максимально интерактивной.
По данным Statista, ожидается, что в этом году глобальный рынок технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) достигнет 142,4 млрд долларов по сравнению с 13,4 млрд долларов в 2018 году. После смены названия Facebook на Meta метавселенная или виртуальная реальность стали одновременно популярными и заняли лидирующие места среди трендов. Хотя и некоторые специалисты считают, что технологически мы ещё не готовы к полноценному развитию метавселенной как это было со смартфонами. Но поколения Z и Alpha уже частично живут в метавселенной (хотя и без очков VR).
TikTok положил начало этому тренду. Но его быстро подхватили Instagram, Facebook, YouTube и даже Pinterest. Отмечается, что в 2022 году YouTube Shorts ежедневно получали в среднем 30 млрд просмотров, а уже более 20% пользователей Instagram проводят время именно за просмотром Reels. Нативные видео, сделанные на смартфон без дорогого студийного продакшена, хронометражем от 15 до 60 секунд повышают узнаваемость бренда, уровень привлечения пользователей и продаж.