Читайте главные новости самыми первыми в нашем Telegram-канале
12 июля 2022
Нейросеть позволяет получать ритейлерам более точные данные по выкладке товара.
Рынок меняется быстро. За последние два года внешние факторы сделали традиционных ритейлеров более эффективными и инновационными. 2022 год бросает новые вызовы: растут цены на товары повседневного спроса, активнее развивается онлайн-торговля, быстро меняются потребительские предпочтения, дополнительно сильное влияние оказывает нестабильная мировая политическая обстановка.
В такой ситуации маркетологам нужно быстро адаптироваться к новым условиям, менять стратегию продвижения, позиционирование, придумывать новые “фишки” продуктов или целые линейки товаров. Справиться с этими вызовами торговые сети Узбекистана могут с помощью внедрения новых сервисов на основе искусственного интеллекта, считает эксперт по автоматизации ритейла ИТ-компании IBA Group Михаил Савицкий.
Узбекистан — перспективный рынок для крупных ритейлеров, который находится в фазе роста. В страну активно приходят новые игроки. Уже в 2021 году крупные торговые сети занимали 20% рынка с оборотом 24,2 трлн сумов за январь-июль 2021, сообщает Госкомстат. Это на 15% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Каждый поставщик или производитель составляет планограммы, в соответствии с которым их товар выставляется в магазинах. Для каждого магазина могут быть свои планограммы. Чтобы контролировать их исполнение, работают десятки мерчандайзеров. Они ежедневно посещают торговые точки в разных уголках Узбекистана, поправляют выкладку, фотографируют результат работы для отчета.
Впоследствии эти фотографии нужно все просмотреть, оценить и на их основе составить отчет о работе полевых сотрудников, выполнении магазином обязательств, доле полки по каждому продукту. Маркетологу нужно просмотреть сотни практически одинаковых фотографий. У людей физически не хватает времени проанализировать все снимки, а кроме этого есть еще и другие задачи. В результате маркетологи интуитивно или на основе прошлого опыта формируют отчеты. Отчеты получаются субъективными и не показывают, что на самом деле происходит на полках.
Многих компаний привычный ручной процесс не устраивает. Во-первых, процесс затратный по времени. Сотрудники долго выполняют однотипные задачи, хотя могли бы заниматься исследованием рынка, анализом конкурентов и другими более полезными задачами. Во-вторых, результат ручной обработки фотографий оставляет желать лучшего: отчеты не отражают реальную ситуацию на полках.
Некоторые поставщики и производители в СНГ автоматизируют процесс. Они используют разные программы, такие как Goods Checker, которые с помощью компьютерного зрения и нейросетей анализируют фотографии и формируют отчеты. Маркетологам больше не нужно днями просматривать фотографии, оценивать их и вручную вводить данные в аналитические программы или Excel, чтобы сформировать отчет. За них это делает программа.
Мерчандайзер фотографирует полку, нейросеть автоматически распознает товары на снимке, мгновенно показывает ошибки выкладки. Вся информация с обработанных фотографий собирается в отчет. В отчете можно посмотреть данные в разных разрезах: магазины, сотрудники, товары.
Такие решения существенно упрощают работу маркетологов, повышают качество отчетов, а значит, создают надежную базу для принятия управленческих решений.
Компания работает со многими торговыми сетями. В какой-то момент маркетологи заметили, что реальная выкладка в магазинах не соответствует их планограммам. Чтобы проанализировать работу мерчандайзеров торговых сетей, маркетологи компании решили использовать программу Goods Checker.
В результате дистрибьютор увидел, что выкладка действительно не соответствовала планограммам. Маркетологи благодаря программе получили понятную систему контроля выкладки и смогли улучшить работу с магазинами по представленности товаров. Процент соблюдения планограмм повысился с 60% до 90%.
“Программа помогла проконтролировать представленность товаров на полках магазинов и сократить расходы на мерчандайзинг,” — поделился представитель компании-дистрибьютора.
Сегодня маркетологам Узбекистана работать намного сложнее, чем 20 или 30 лет назад. Событий и факторов, влияющих на продажи, становится больше, рынок и предпочтения потребителей меняются чаще. Без специальных инструментов уследить за всем невозможно: не хватит ни времени, ни человеческих возможностей. Поэтому специалисты стараются автоматизировать рутинные процессы, например, создание отчетности, email-рассылки, общение с клиетнами и пр.
Автоматизация поможет ритейлерам Узбекистана получить точные цифры, не потерять данные, нагляднее представить информацию и получить интересные инсайты.