Читайте главные новости самыми первыми в нашем Telegram-канале
08 августа 2023
Основательница фотопродакшн студии Xen Ксения Леонтьева — о привлечении первых клиентов, низком пороге входа в индустрию и важности нетворкинга.
Основательница продакшена Xen, Ксения Леонтьева поделилась с редакцией PR.uz опытом запуска бизнеса в креативной сфере, структурой работы продакшена и возможностями быстрого роста специалистов в индустрии.
На момент окончания факультета психологии филиала МГУ у меня было очень много знакомых из сферы рекламы – ребята снимали ролики и мне было это интересно. Тогда мне казалось, что реклама — это очень «круто» и я хотела попасть в эту сферу. Затем мне прислали объявление о том, что в продакшн требуется ассистент продюсера и через два месяца я начала работать в одном из немногочисленных на тот момент видеопродакшенов (DBLA). Первая съемка была через два дня после старта моей работы. Тогда мы снимали около 20 часов. В этой команде я проработала около года. После я приступила к работе в роли продюсера в Abstract и спустя некоторое время начала параллельно развивать направление фото.
Мы, в Xen придали некую четкость творческой стезе, и это стало возможным благодаря формированию структуры, в которой есть департаменты и у каждого своя зона ответственности по трем параметрам: качественно, в срок и по прозрачной стоимости.
Первый заказ на фотопродакшн поступил параллельно с заказом на видеоролик. И в запросе была необходимость создания небольшого фотобанка для компании Ishonch. Это был один из первых пунктов, откуда возникло понимание спроса и отсутствия подрядчиков на рынке для его реализации.
Может показаться, что это все тот же продакшн, и что фото может быть еще проще, но на самом деле многие моменты в фотографии требуют даже большего внимания, чем при съемке видео. Потому как в статичном изображении видно каждую пылинку и любой композиционный недочет. Так, в первое время мы все вместе учились и мне очень помогала команда. Фотографы могли сидеть со мной вечерами и объяснять, как что устроено технически, объяснять детали их работы.
Вторым моментом стали обращения от агентств.
Ранее такие задачи исполнялись непосредственно фотографами, при том, что работы по пре-продакшну агентства брали на себя, а на вторую половину работы просили взять фотографа (модели, костюмеры, стилисты, художники и тд.). Так агентства реализовывали работу по продакшну, хотя изначально у них другие задачи, которые не входят в их компетенцию, а задача фотографа – только фотографировать и не заниматься административной работой.
Какое-то время преобразование этой системы проходило сложно, по причине непонимания необходимости разработки и координирования всех процессов, что в целом «утяжеляет» стоимость проекта. Задачи были несложными, соответственно и команды были меньше, не было необходимости в структуре распределения задач.
И третья причина создания Xen – желание внести вклад в облик города. Эстетика кадров безусловно может как украсить город, так и вызвать впечатление диссонанса. Любому зрителю приятно, когда кадры гармонируют с улицами города. Сейчас в Узбекистане ситуация улучшается и даже заказчики старых убеждений, считающие, что маркетинг это трата денег на воздух, начинают обращать на внимание на креатив, разнообразие шрифтов, нейминга, цветов, изображений.
Продажи
В начале становления сложно реализовывать продажи, когда про тебя никто не знает, и есть неясность в ценности продукта. Здесь важно отточить навыки презентовать себя и свою компетенцию в развернутом виде, распаковав ценность сотрудничества для клиента. Было время, когда визуальный контент собирался со стоковых кадров, его видоизменяли под себя и публиковали, некоторые обращались к инструментам компьютерной графики, что в целом отдаляет потенциального потребителя товара/услуги от заинтересованности и побуждения «купить».
Предполагаю, именно профессионализм некоторых коммерческих и маркетинговых подразделений, креативных агентств, посредством изучения маркетинговых исследований по интересам и психо-поведенческим мотивам целевой аудитории, способствовали зарождению культуры создания живых фотографий, к которой относится наша деятельность. Это повысило узнаваемость нас в прошлом году, и в этом году часто обращаются заказчики, с кем мы уже поработали.
Структура процессов
Для одной и той же рекламной кампании может быть разработано порядка 20 разных концептов, то есть сценариев, которые никак не связаны между собой – в них участвуют не повторяющиеся модели, костюмы и локации. И в таких случаях сложность в том, чтобы все это логически собрать в единую плоскость, исполнить в ритме оптимизации времени и остальных ресурсов.
Сбор команды
Ядром команды является административная часть, слаженность работы которых отражается на успешном исполнении каждого рабочего процесса поэтапно. Мы всегда смотрим позитивно на пребывание новых людей в команду – они привносят свежие идеи, уникальный подход и искру в работу. Однако в этом есть и нюанс: необходимость погружать человека в «кухню» со всеми ее особенностями и процессами. Эффективность начнет проявляться в момент, когда команда работает в унисон. А это нарабатывается только временем.
Важно проявлять инициативную активность, чтобы тебя запомнили. Ты всегда можешь встретить своего потенциального клиента в кафе или на смежных партнерских мероприятиях.
Моей первой целью в развитии бизнеса был список брендов/компаний, с кем было бы интересно поработать. Для привлечения их внимания, я отправила конверт, в котором была моя визитка и индивидуальная креативная фотография в виде поздравления на новый год. На фото я стояла с пустым плакатом, на который затем накладывался креативный копирайт, а на фоне было здание офиса бренда, получателя конверта. Такой подарок стал средством знакомства с брендами, с которыми хотела поработать. Впечатления от индивидуального подхода привело ко мне около 40% клиентов, созревших к заказу. Даже если это косвенно повлияло на их решение – такой ход позволил заявить о себе на рынке.
Для этого важны не только профессиональные навыки такие как: создание презентации, холодные звонки, но и надпрофессиональные навыки: например, коммуникации вне рабочего времени. Через некоторое время это начинает работать.
Также важно знать всех представителей цепи процессов, частью которого вы являетесь. В моём случае это креативные агентства, разрабатывающие маркетинговые кампании. И как правило, они предоставляют заказчику целый список исполнителей в лице продакшна с рекомендациями.
Первым делом мы фокусируемся на получении всех деталей, от которых зависит конечный результат и 20-30% «трудозатратности» рабочих процессов.
У нас есть бриф, некая инструкция, в которой заказчик обрисовывает задачи и технические детали. Его заполнение дает примерное понимание цели заказа и уровня сложности его исполнения.
Первостепенная задача – получить максимально подробную информацию, задать кучу вопросов, благодаря которым мы можем предоставить коммерческое предложение. Часто я сразу подбираю фотографа исходя из концепции и стилистики. И коммерческое предложение, помимо сметы, включает в себя информацию о фотографе, портфолио и презентацию, в которой подробно объясняется, как строится процесс и из чего состоит смета. Также составляется тайминг проекта. Либо вместе с коммерческим предложением, либо после подписания договора, мы по дням прописываем внутренние задачи, сроки и взаимодействие со стороной заказчика.
Затем начинается процесс производства, который мы разделяем минимум на два этапа, которые позволяют сверяться с заказчиком. После первого этапа мы показываем проделанную работу, получаем правки и уходим на доработку. Сверяемся мы как с заказчиком, так и с командой. Например, проведение колбэков с моделями, предварительный вызов их в студию для тестовых кадров. Важно проверять каждый этап для себя и ответственного лица, для исключения вероятности, что задачу выполнят «по-своему».
Далее идет этап пост-продакшна — ретушь, для меня это волнительный момент, так как эта задача передается ретушерам, которые не участвовали во всех предыдущих процессах, и важно передать им «вкус и тон» проекта. Для них составляется отдельное техническое задание, где нужно обводить каждую пылинку.
В каждой съемке задействовано много людей. Во избежание рисков смазанности их ответственности есть продюсер и его ответственность – продумать «план Б» и минимизировать риски. Когда что-то слетает — это нормально, просто нужно быть к этому готовым.
Учитывая, что Xen существует всего 2 года – многие клиенты обращаются к нам повторно, так как знают, как мы работаем.
Для продакшенов есть определенные удобства при работе с участием креативного агентства, так как они работают с клиентом по некой, выстроенной опытом, структуре. А при сотрудничестве напрямую с заказчиками эту структуру нужно выстраивать самим.
Несмотря на это, за последние 1-2 года заказчики уже намного лучше понимают принцип работы с подрядчиками.
Основная разница между работой через агентства и работой напрямую с клиентом в том, что агентства приходят к нам с уже готовым техническим заданием. Но иногда клиенты предоставляют только продукт — в таком случае мы подключаем людей, которые компетентны провести анализ рынка, прописать стратегию и креатив.
В целом, сфера продакшна развивается весьма стремительно. Если сравнивать ситуацию 3 года назад, когда не было понимания «исполнение под ключ» — сейчас многие приходят к полному пониманию, что за продукт мы предоставляем и его многосложность, да и желающих стать участником этой сферы намного больше.
И рекламы стало больше — она видоизменилась концептуально, вектор направлен к трендам, задаваемым международными игроками сферы, как фото, так и видео.
Когда к нам обращается человек с желанием работать в продакшне — самый частый запрос это «Хочу быть продюсером». Но я говорю всем о том, что нельзя стать продюсером без опыта работы ассистентом продюсера.
То же самое проходила я. При работе ассистентом человек получает опыт из всех департаментов — работает и кастинг директором, локейшн-менеджером, художником, костюмером и тд. После получения этого опыта становится понятнее, как строится структура, сколько времени требуется на задачи. А далее большую роль играет тип личности, способность брать на себя ответственность широкого формата, умение принимать однозначные решения в пользу результата даже в безвыходных ситуациях, и координировать 30-50 участников проекта единовременно — это ближе к лидерским навыкам. Я бы посоветовала начинать с базовых позиций и «поедать слона по кусочкам».
При должном усердии в продакшне можно достаточно быстро вырасти. Порог вхождения по уровню скиллов довольно низкий. Любой человек может войти в сферу и за полгода-год вырасти до уровня среднего специалиста. Много профессионалов на нашем рынке добились этого за пару лет.
Одна из моих целей — чтобы наши работы присутствовали в аэропорту.
Раньше, прилетая в новую страну, я всегда смотрела, какая реклама показывается в аэропортах и вблизи них, и мне казалось, что самая классная реклама должна висеть там, ибо это первые впечатления о стране, её культуре, как некий «welcoming».
С того момента как мы смогли заявить на рынке о себе, верится, что задали некую планку качества и ритма исполнения. Ближайшие планы на будущее — постоянно повышать эту планку, стратегически расти, масштабироваться и приблизиться к международному уровню настолько близко, чтобы по работе было сложно понять «наши» снимали или «не наши», чтобы эти работы могли брать за референсы.
Также есть идея начать готовить к этой деятельности соискателей. Образования в этом направлении в стране, как такового нет, а талантливых творцов огромное количество. К каждому проекту подключаются специалисты более 10-ти различных направлений, которые проходят с нами все этапы от идеи до реализации — подготовка таких специалистов внутри проектов или организация курсов по подготовке людей к этой стезе могут внести значительный вклад в индустрию.
РR.uz благодарит Alpha Education за предоставление локации для проведения интервью.
Ранее редакция разбирала, в каком состоянии сейчас узбекский копирайтинг вместе с топами рынка — креативным директором агентства «Синтез», директором по маркетингу Payme, а также копирайтерами агентств FCB Artgroup, и Lokals CA.