Читайте главные новости самыми первыми в нашем Telegram-канале
05 января 2024
В материале – о трендах инфлюенс-маркетинга, как на смену пресс-релизам пришли спецпроекты и почему креативщикам необходимо «подружиться» с ИИ.
Управляющий партнёр PR-агентства Maslov:tashkent, Севиль Сакаева поделилась с редакцией PR.uz актуальными тенденциями, которые будут определять путь маркетинговых коммуникаций в наступившем 2024 году.
Больше всего не люблю делать прогнозы, потому что мы сейчас живем во время, где горизонт планирования сузился до 3 месяцев, и даже в этом случае рынок может поштормить так, что все правила поменяются. Снова.
Но тем не менее, тенденции по PR-инструментам и площадкам наметились уже и в этом году, поэтому мои мысли не сколько предсказание каких-то трендов, сколько предположения, основанные на опыте клиентских активностей за этот год и PR-стратегий, которые мы уже написали для наших клиентов на 2024.
Блогерский пузырь раздулся слишком сильно, и вот-вот лопнет. Почему? Компаниям все сложнее защищать бюджет в сотни миллионов сум на интеграции с блогерами.
Цены в 2023 году взлетели до небес, в январе 2024-го ставка на самых востребованных блогеров в среднем поднимется еще на 30-40% (мы точно знаем, потому что уже закупили интеграции на январь).
Такие гонорары однозначно одни из самых высоких на всем рынке СНГ и международные компании не могут с ними смириться. Наши — пока все еще недовольно дуют щеки, но со скрипом платят. У международных брендов совершенно другая экономика и процессы согласования, и отдать 3 тысячи на интеграцию с одним блогером с охватом даже в 200 тыс для них — неприемлемая роскошь.
Как я уже говорила на своей Step Up встрече для блогеров осенью — компании будут уходить от массового закупа по 10-20 блогерских площадок в долгосрочное сотрудничество с 1-2 амбассадорами. Это выгоднее с точки зрения бюджета бренда (как минимум, вы фиксируете цены на полгода-год и покупаете оптом), а также эффективнее для клиентов — повышается уровень доверия к интеграциям и блогер начинает лучше понимать рекламируемый продукт, когда «живет» с ним, а не выкатывает по 3 рекламы конкурентов в неделю.
В ситуации продолжающегося роста цен на интеграции, компании все больше будут уходить в создание собственных площадок и медиаресурсов. Уже делают это. И мы в том числе, предлагаем нашим клиентам раскачивать собственные площадки (соцсети, YouTube, авторские проекты). Проблема в них только одна — это стабильный расход на ее содержание и генерацию интересного видео-контента. Но даже с наймом аутсорс команды для этих целей — в долгосрочной перспективе это все равно окупится. И да, пригласить вашего любимого блогера на вашу площадку будет эффективнее и с точки зрения стоимости и с точки зрения трафика. Похожую механику мы применили для серии мини интервью на собственных страницах нашего клиента NRG, где сделали серию интеграций в соавторстве с приглашенными инфлюенсерами. Играйте на своем поле!
Создавайте авторские проекты. В определенной нише, со ставкой на экспертизу, которой вы обладаете.
С новой силой в моду войдут бизнес-интервью, особенно на узбекском языке. Именно этот формат собирает огромное количество просмотров и вовлеченности. Бизнесу все еще некуда идти, количество отраслевых изданий все еще катастрофически мало, поэтому даже небольшие проекты, но с интересными спикерами и хорошей фактурой вопросов, будут пользоваться спросом и монетизироваться быстрее всего. Пользуясь случаем, тизерну в этой статье и свой проект с бизнес-интервью. Что и как там будет, расскажу в своем блоге совсем скоро.
Проанализировав последний осенне-зимний бизнес-сезон и площадки, которые мы использовали в своих посевах, я поняла, что классический пресс-релиз практически умер, и остался жить только для гос органов и очень зарегулированных компаний, Tone of Voice которых все еще предполагает официальный стиль отчетности (пример: банковская сфера). Все новые бренды, нацеленные на эффективное донесение своих месседжей до своей ЦА все чаще используют формат спец проектов с нативным присутствием. Что это значит?
Спецпроект — по сути тот же инструмент редакционной статьи, но это может быть целая серия интервью с разными героями, объединенных одной общей темой. Спецпроекты в 2024-м точно станут ярче благодаря разным инструментам геймификации и брендинга — отдельные лендинги в фирменных цветах компании, формат квизов и тестов, проходя которые потребитель в игровой форме получает сообщение от бренда.
Человек, как главный герой материала — точно будет в тренде как форма подачи информации. Людям не интересно читать про то, как корпорации решают свои задачи и сколько они зарабатывают. Людям интересно видеть, как эти корпорации влияют на жизни таких же как они. Как простые люди (их соседи или бывшие одноклассники) добиваются больших успехов, и где там этот секретный ингредиент, чтобы стать миллионером? Именно этот формат «до и после» или как бренд/продукт повлиял на вашу жизнь, показывает самые высокие показатели прочитки и вовлечения.
Каналы в мессенджере Telegram растут и множатся. И, думаю, в 2024-м сильно потеснят блогерские интеграции по объему размещения и интенсивности. Также стоит помнить, что для регионов локальные телеграм-каналы все еще номер 1 по потреблению информации. И для брендов, работающих на всю республику, эти площадки куда дешевле, а главное, эффективнее, чем публикации в СМИ или Reels у блогеров. Чего сейчас остро не хватает рынку в телеграм-пространстве? Аналитики.
Серьезной аналитики на серьезные темы. Финтех, банки, девелопмент, IT, ритейл — все эти сферы регулярно делают интересные проекты, считают доли рынка, изучают конкурентов, но идти со всеми этими итогами практически некуда.
Так что держу кулачки, что в этом году у нас появится еще пара серьезных авторских каналов с аналитикой, пониманием отрасли и нишевой аудиторией.
Уходящий год и разгоревшийся в его последнюю неделю скандал с голой вечеринкой Ивлеевой показал, что главной угрозой для бизнеса, брендов, да и в целом любой публичной личности станет культура отмены.
«Cancel culture — способ привлечь к ответственности за правовые, социальные, этические нарушения известного и облеченного властью человека или группу через отказ от поддержки и/или публичное осуждение, в основном, в социальных сетях» — вот такое определение этого явления можно встретить в Google. Ярким кейсом отмены стал скандал с Региной Тодоренко, после высказывания которой о домашнем насилии, бренды начали отказываться от рекламных контрактов с ней, а Glamour лишил её премии «Женщины года». Сейчас то же происходит и с блогером с 18-ти миллионной аудиторией Настей Ивлеевой — МТС уже убрал ее фото со своего сайта, банк Тинькофф также расторгает с ней рекламный контракт, и это не считая налоговых проверок и повсеместные отмены концертов всех гостей мероприятия.
И теперь «отмена» — это не разовая акция травли в сети, где на публичного человека выливается шквал хейта и негатива, теперь бренды, компании, и целые большие мероприятия тоже можно «отменить». Как это в буквальном смысле произошло в Ташкенте в мае этого года с концертом «ЖАРА». Организаторы не смогли противостоять призывам локальных блогеров байкотировать концерт, и несмотря на сравнительно небольшое количество активистов, выступающих против этого мероприятия, голос общества был громче и ивент не состоялся.
Брендам, которые раньше придерживались позиции «собака лает, караван идет» и предпочитали никак не реагировать на общественные высказывания, в 2024-м придется пересмотреть свою позицию, потому что сегодня культура отмены — это не просто «пошумят и забудут», теперь это серьезное явление с серьезными последствиями для бизнеса. Теперь за неотработанный грамотно кризис придется заплатить существенно больше — поэтому готовьте сани с лета и следите за новостной повесткой. Теперь важно не только ЧТО вы делаете, но и уместна ли эта активность в данный момент времени, а также КТО на рынке является вашим партнером/амбассадором/гостем/рекламодателем. Отмена — как снежный ком, накрывает лавиной не только главных участников события, но и всех сопричастных к нему.
Держим курс на Китай, SCR-проекты, ESG и Искусственный интеллект.
Китайские бренды с большим интересом следят за нашим регионом. Один только автопром как всколыхнуло, заметили? Думаю, эта тенденция сохранится. По крайней мере, за последний год число обращений в наше агентство от китайских компаний из разных сфер побило все рекорды.
SCR и ESG — вам придется выучить эти аббревиатуры и начать закладывать бюджет на их реализацию и продвижение, если не хотите остаться за бортом. Глобально тренды на новое прочтение старой доброй КСО (корпоративная социальная ответственность) были уже давно, но именно сейчас в таком объеме наконец докатились и до нашего рынка.
Локальные гиганты, такие как Корзинка, TBC, Agrobank, Uzum, Gross Insurance — уже пришли в точку, где реализация и PR-поддержка их социальных проектов — это не просто «освоение бюджета» по остаточному принципу — а большая отдельная стратегия. Иностранные бренды уже заходят с готовыми SCR-проектами и упираются только в то, что не все СМИ берутся о них писать и нет должного количества экспертов и консультантов, кто мог бы их продвинуть. Кстати, мы в maslov:tashkent учли эту потребность рынка, и наращиваем свою экспертизу про продвижению этих инициатив.
Что же касается ИИ — то тут не высказался только ленивый, поэтому кратко скажу, что наш рынок тоже наловчился и наконец оседлал этот инструмент, начиная получать измеримый бизнес-профит. И пока узбекистанские дизайнеры балуются иллюстрациями от midjourney, а креативные студии создают целые ролики с помощью ИИ как это недавно сделал Синтез, маркетологи и пиарщики все еще с опаской поглядывают на это достижение человеческой мысли.
Но как недавно ответил Фаррух Шарипов на мой вопрос «Конкурент ли ИИ специалисту из креативной индустрии?» «Человеческое творчество ничем не заменимо. ИИ – это мультитул, который позволяет выполнять работу лучше, быстрее и удобнее. ИИ никогда не заменит человека полностью; он будет всегда лишь инструментом, но очень хорошим инструментом».
Так что дружим с ИИ, учимся грамотно составлять для него ТЗ и будет вам счастье и новый формат контента.