02 февраля 2023

Народу очень «зашло»: Elmakon о запуске рекламной кампании с провокационными слоганами

«Позаботься о второй жене», «Просите технику во время «выкупа» за невесту» — баннеры с такими слоганами размещены в Фергане, Андижане, Коканде и Карши. В Ташкенте их запретил Антимонопольный комитет.

Фото: PR.uz

Магазин электроники Elmakon запустил рекламную кампанию продукции с провокационными слоганами на билбордах в нескольких регионах страны. Один из них намекает на сложности с поставками электроэнергии в стране и просит не болеть потребителей, рекламируя обогреватель, другой — рассказывает о преимуществах компании на фоне магазина конкурента.

Глядя на баннеры, у зрителей может сложиться двоякое понимание их значения. Прием в рекламе распространенный, однако, к примеру, посыл: «Ikkinch xotin»ga g’amxo’rlik qiling», что переводится как «Позаботьтесь о «второй жене» может противоречить 126 статье Уголовного кодекса Республики Узбекистан о «Многоженстве».

Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства — наказывается штрафом от пятидесяти до ста базовых расчетных величин или исправительными работами до трех лет или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

Статья 126 «О многоженстве» Уголовного кодекса РУз

Для прояснения ситуации мы обратились напрямую к представителям компании, чтобы определить позицию в поднятых вопросах.

Речь идет о баннерах следующего содержания:


По словам представителя компании, каждый из слоганов имеет креатив с определенным посылом, а продукция обыгрывается с долей сарказма. Нас же наиболее заинтересовало значение следующего: «Позаботься о «второй жене», фраза, которая косвенно может пропагандировать многоженство и полигамию.

В Узбекистане машину считают второй женой, соответственно за ней нужно ухаживать. Подали в стиле сарказма, с разными аксессуарами для машин. Народу очень зашло. Все репостят. Пропагандой может служить только если человек не понимает современных рекламных кампаний. Eсли бы поставили просто SKU (идентификатор товарной позиции, прим.ред) с ценой — никто бы не обращал внимания.

Азиз Абдумажитов, диджитал менеджер Elmakon


Стоит отметить, что билборды с таким креативом размещены в Фергане, Андижане, Коканде и Карши. А те, что ранее были установлены компанией в Ташкенте — убрали, их установку запретил, по словам диджитал менеджера, Антимонопольный комитет, который сослался на статью 5 Закона о рекламе, где говорится о понятиях «ненадлежащая реклама» и «недостоверная реклама».

Ненадлежащая реклама — недостоверная, неэтичная, скрытая реклама, а также иная реклама, не соответствующая требованиям настоящего Закона.

Статья 5 закона о рекламе. «Основные понятия»

В частности, с этим объяснением Антимонопольный комитет, по словам представителя компании, запретил рекламу в метро, где был размещен банер с посылом: «Mahrga texnika so’rang» (перевод: «Просите технику для махр», «плата» за невесту во время обряда никох, прим.ред).

Недостоверная (недобросовестная, заведомо ложная) реклама — реклама, которая в результате неточности, неоднозначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение пользователей рекламы, причинить материальные убытки и моральный вред юридическим и физическим лицам, а также интересам общества и государства.

Статья 5 закона о рекламе. «Основные понятия»

По этой причине, данные креативы было решено снять с банеров — пока что только в Ташкенте.

Фото из архива Elmakon.

Редакция PR.uz считает, что фраза «Позаботьтесь о «второй жене», хоть и скрытый посыл которой заключается в том, что компания решила карикатурно обыграть приверженность узбекских мужчин к своему автомобилю, словно он является второй женой — может ввести в заблуждение потребителей, которые не вникнут в скрытый смысл, в силу ментальности и традиций. Таким образом, реклама может быть воспринята как поддержка многоженства в стране.

Мы обратились за официальным комментарием к Комитету развития конкуренции и защиты прав потребителей (в чьи обязанности, с 1 января 2023 года, переходят обязанности Агентства по защите прав потребителей, чья деятельность упразднена указом президента Шавката Мирзиёева «О мерах по реализации административной реформы Нового Узбекистана», прим.ред), однако не получили никакого ответа.

Благодарим за открытость, предоставленные данные и оперативный ответ команду компании Elmakon.


Обновление от 03.02.23

Вчера мы писали материал о провакационных рекламных коммуникациях сети магазинов техинки Elmakon, который позже вызвал общественный резонанс среди блогеров и СМИ. В связи с этим, Комитет по развитию конкуренции выступил с официальным сообщением по принятым мерам относительно данного кейса:

«Комитет считает данный текст рекламы, неэтичной и неуместной, противоречащей требованиям Закона Республики Узбекистан «О рекламе», а также нормам нравственности, устоявшимся в обществе. В связи с этим, компании Elmakon выданы предписания о снятии рекламных баннеров с подобным контентом и на данный момент все рекламные баннеры сняты», — написали они в своем официальном канале.

Мы благодарим общественность и СМИ за поддержку важной темы, что подтверждает готовность давать адекватную и рациональную оценку важным темам, касающиеся всего общества.

Читайте также:

Агентство Index стало участником конференции eTarget и посетило офисы ведущих репутационных агентств России

07 июня 2024

Проект payme по сохранению мозаик Ташкента оценили на международной платформе LBBOnline

06 июня 2024

Шоппинг по-соседски: агентство LINII провело ребрендинг узбекского ритейлера Makro Local

28 мая 2024

Популярные новости

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Wildberries рассказали PR.uz о самом необычном случае в ПВЗ Узбекистана

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Как сформировать и поддерживать имидж о компании, бренде, публичной персоне в 2024 году

Больше новостей