05 мая 2023

«Найти нельзя воспитать»: как агентства Узбекистана решают кадровые проблемы

Рынок креатива растет — вместе с ним растет и дефицит кадров.

В материале разбираемся, кого не хватает креативному рынку Узбекистана, как с этим справиться бизнесу и что делать специалистам, чтобы оказаться в агентствах страны. Редакция PR.uz и агентство Lokals CA обратились к внутренним ресурсам и экспертам с рынка, чтобы понять что происходит.

Не только наша проблема

Нехватка кадров мучает не только Узбекистан — такая же ситуация наблюдается на креативном рынке стран Центральной Азии, России и даже дальнего зарубежья. 

Очень наглядно, например в России, ситуацию отражает hh.индекс: если год назад в сфере рекламы, маркетинга и PR индекс был равен 4.6, то сейчас он равен 2.4 — на одну вакансию буквально 2-3 человека.

Источник: adpass.ru

Отток кадров из рекламной индустрии наблюдается и в Европе. Например, в Великобритании — по данным Ассоциации рекламы Великобритании, в период с 2019 по 2022 годы количество сотрудников сферы рекламы уменьшилось на 14%: специалисты все меньше и меньше рассматривают рекламу и маркетинг как привлекательную карьерную отрасль, в то время как Ассоциация призывает государство и саму индустрию «немедленно начать работу по привлечению новых талантов».

В России проблему пытаются решить выращиванием кадров внутри агентств, открытыми лекциями, курсами, обучающими программами или разработкой HR-бренда.

Европа больше фокусируется на микроклимате внутри агентств, стараясь удержать сотрудников удобным графиком, поддержкой ментального здоровья и корпоративной культурой. 

В Узбекистане все спокойно

«Кадровая проблема в креативной индустрии Узбекистана — отражение трендов Центрально-азиатского региона» считает Илья Кодинцев — специалист в сфере рекламы и маркетинга с опытом работы более 19 лет, ныне креативный директор Lokals Central Asia в Казахстане. 

«Все кроется в отсутствии сильного профильного образования в регионе — пока оно слабое и недостаточно актуальное. Местные специалисты-теоретики как правило медленно реагируют на контекстуальные изменения: пока они готовят образовательную программу, она уже успевает устареть. Это в свою очередь приводит к проблеме «зеленых» кадров, которые без опыта и актуальных компетенций не могут найти работу в индустрии, а те, кому хватает смелости и напора пробиться в агентство оказываются в недружественной среде».

Бросать нового сотрудника сразу в работу, предлагать пройти курсы за свой счет, воспринимать новичка как проблему, с которой нужно возиться.
Разработать внутреннюю систему обучения, составить шорт-лист внешних курсов и интенсивов, сделав их бесплатными для новичков агентства, смотреть на них как на инвестицию в будущее.

Специалистов банально не существует

Шаха Салиев в индустрии рекламы уже больше 10 лет — креативный директор Lokals CA в Узбекистане, за его плечами опыт работы в нескольких агентствах, сотрудничество с десятками местных и международных брендов.

«Сегодня в индустрии банально не существует готовых специалистов. Единственный выход для агентств — брать в команду совсем молодых ребят и проходить с ними все круги подготовки, обучая всем нюансам профессии в процессе работы».

Другой выход — приглашение экспатов. В этом есть плюсы, как правило у них есть нужные навыки и экспертиза, готовые кейсы и собственный подход, но это не панацея, поскольку в рекламе невероятно важно знание локального контекста, ведь некоторые механики, гипотезы, приемы и заходы, которые успешно применяются глобально, могут быть абсолютно не валидны в реалиях Узбекистана.

Развитию креативных кадров в нашей стране мешает еще и то, что современное поколение либо вовсе не видит перспектив рекламной индустрии в Узбекистане, либо считает работу в рекламе веселым аттракционом, где каждый день — праздник. Обычно такие кандидаты сильно разочаровываются, видя что на самом деле реклама не только про креатив, но и про исследования, анализ, формирование гипотез и прочие «скучные» вещи.

Работа в рекламе — веселые шторминги, выезды на съемки, постоянный креатив.
Работа в рекламе — исследования, проверка гипотез, аналитика и глубокое понимание бизнес процессов.

Миграция кадров и правильный подход для роста

По словам управляющего партнера FCB Artgroup Шахруха Низамутдинова, маркетинг в нашей стране не просто стагнировал, но даже регрессировал с 1998 по 2016 годы. 

Все это время кадры из Узбекистана мигрировали в соседний Казахстан, в Россию, а кому везло больше — уезжали в дальнее зарубежье. Сегодня ситуация изменилась: рынок стал более открытым, появляются новые, международные клиенты, которых раньше попросту не было. Несмотря на это, кадров все еще критически мало.

«Помнится, еще в 2013-2014 годах креативная индустрия была на пике кадрового голода — все, кто мог уехать, уехали, банально из-за того, что не видели перспектив на нашем рынке. Маркетинг, как и любая сфера деятельности, не развивается без спроса со стороны клиентов. Долгое время мы жили в стране монополий, необходимости строить бренд, отличаться от конкурентов и строить коммуникацию не было, поэтому не было смысла развивать креатив и рекламу,» — отмечает Шахрух.

«Кадрам также мешает расти их подход в развитии — все хотят быстрых знаний, ходят на курсы и интенсивы, записываются на воркшопы, но это не заменяет настоящего опыта. Мне кажется, что современным спецам не хватает упорства и терпения, чтобы попасть в агентство, понять процессы, вникнуть в работу и постепенно вырасти в качественного специалиста».

Агентствам же надо помнить, что единственный способ развития кадров — это их воспитание внутри самой компании: погружение в практику, обучение через реальные кейсы и постоянное наставничество.

Штурмовать курсы, воркшопы и интенсивы, надеясь получить мгновенный результат и быстро вырасти в качественного специалиста.
Ходить на стажировки, набираться опыта, учиться на ошибках, чтобы постепенно дорасти до качественного специалиста в реалиях рынка.

Энтузиазма недостаточно

Фаррух Шарипов, креативный директор агентства «Синтез» рассказывает, что на рынке можно найти кандидатов, которые искренне хотят попасть в креативную индустрию. Однако, в 90% случаев, у них нет даже базового понимания профессии, портфолио, готовых кейсов или подходящей экспертизы.

«Не хватает всех: дизайнеров, арт-директоров, катастрофически не хватает стратегов. Мы ищем людей постоянно, и зачастую приходится выбирать не среди готовых кадров — их попросту нет среди соискателей, а среди тех, кто готов вникать в работу,  развиваться, и возможно, однажды дорасти до специалиста».

Отсутствие кадров внутри страны заставляет агентства и бизнесы идти за экспертами за границу, которые перекрывают часть спроса. С ними возникают другие проблемы — например, незнание локального контекста, отсутствие связи с узбекским языком, ментальностью и общественным нормами.

«Мы можем найти дизайнера, или копирайтера, который просто умеет хорошо и грамотно писать, но в агентстве требуются еще и другие навыки — умение генерировать идеи, создавать визуальные концепции, иллюстрировать, работать с биг-датой, анализировать информацию и управлять проектами. Горящие глаза: это хорошо, но без базового понимания основ профессии, даже самого ярого энтузиаста нужно очень долго обучать».

Полезные ресурсы, чтобы расти — от участников материала

Копирайтерам:

  • https://deckofbrilliance.com — инструмент шторминга идей для всех креаторов;
  • https://glvrd.ru — помогает делать текст читабельнее, понятнее и разобраться со структурой;
  • https://t.me/ryba_team — блог редакции «Рыба» о сильном тексте.

Дизайнерам:

Всем сразу:

  • https://adsoftheworld.com — огромная база рекламы в самых разных категориях и в самых разных каналах коммуникации: помогает развивать идейную насмотренность;
  • https://kinzhal.media — журнал Яндекс-Практикума, который помогает разобраться в развитии хард и софт-скиллов;
  • https://lovetheworkmore.com — база лучших рекламных проектов со всего мира.

Читайте также:

Нас «драйвит» будущее и все что с ним связано: Денис Роман — об основании агентства, проектах и планах

04 июля 2024

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

iTicket снизил количество спекулянтов на рынке на 70%

22 апреля 2024

Популярные новости

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Как обстоят дела на рынке инфлюенс-маркетинга в Узбекистане

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

Реклама из Узбекистана зашла в мировой тренд

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

Рекламные агентства в поиске исключительности на фоне гонки за искусственным интеллектом

Как сеть пиццерий Papa Johns зашла на рынок Узбекистана

Сеть магазинов формата дрогери M Cosmetic запустила первую собственную торговую марку (СТМ)

Кейс MA’NO Branding об обновлении айдентики и разработке ливреи для авиакомпании Air Samarkand

Больше новостей