10 октября 2023

Сабина Рейнгольд: Этот год для Jolbors – переломный

В интервью редакции PR.uz сооснователь Jolbors Festival рассказала, как жюри присуждают награды, как увеличить шансы на победу и что ждет в следующем году.

Фото: Red Jolbors

В начале октября в Алматы в 12-й раз состоялось главное событие для креаторов, рекламистов, маркетологов и специалистов по коммуникациям – Центрально-азиатский фестиваль креативных коммуникаций Jolbors Festival. В этом году на конкурс лучших коммуникационных решений Jolbors Awards было подано 525 работ. Из них 509 вошли в лонглист, 132 – в шорт-лист и 73 кейса было удостоено наград. Гран-при получило агентство из Азербайджана Endorphin, «Агентством года» стало казахстанское агентство SEED, а «Клиентом года» — узбекский бренд по продаже бытовой техники ISHONCH.

Сооснователь Jolbors Festival Сабина Рейнгольд в интервью PR.uz рассказала о том, как прошло мероприятие, как жюри присуждают награды, как увеличить шансы на победу и что ждет в следующем году.

Отмечается, что 53,4% работ подали агентства и компании из Казахстана, 36,3% — из Узбекистана, 3,5% — из Грузии, по 2,9% из Кыргызстана и Азербайджана и 0,8% — из России.

Образовательная программа самого ожидаемого фестиваля в регионе состояла из лекций и панельных дискуссий с креативными и арт-директорами, руководителями отделов маркетинга, стратегов, продюсеров и управленцев агентств, инфлюенсерами и представителями креативных индустрий из Голландии, Италии, Англии, Малайзии, России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Это обладатели более 2000 престижных международных профессиональных наград, которые работают с такими мировыми брендами как Nike, Netflix, Balenciaga, Lavazza, Campari, Heineken, «Яндекс», Samsung, Instagram, Ray-Ban, Mastercard, Airbnb, P&G, Lexus и другими мировыми компаниями.

Кроме того, спикеры Jolbors разрабатывали и снимали рекламу для брендов с участием таких звезд, как Месси, Пеле, Мбаппе, Blackpink и другими мировыми инфлюенсерами.

Расскажите, как оцениваете конкурс Jolbors Awards в 2023 году?

Еще есть куда расти с точки зрения грамотной подачи, хороших кейсов, но рынок очень заметно вырос и в этом большая заслуга нашего фестиваля – на протяжении всех 12-ти лет мы развивали и развиваем индустрию, объединяя ее представителей со всего региона. 

В этом году очень порадовал уровень работ, которые подали на фестиваль. И это отмечают, в первую очередь, жюри, которые к нам приехали. Некоторые из них – например, Женя Примаченко и Влад Деревянных – в составе не первый год и именно они отметили, что 12-й Jolbors – самый сильный по уровню кейсов. Влад даже отметил, что «Jolbors уже несколько лет как вышел на полноценный международный уровень, уверенно встал в один ряд с крупными международными фестивалями рекламы и сегодня является одним из самых любимых для меня лично».

Я считаю, что этот год своего рода переломный для фестиваля. Jolbors выходит на новый уровень как по Jolbors Awards, так и по образовательной программе с международными спикерами. Мы уже перешли черту, когда международное жюри с сильнейшими представителями индустрии из Европы, Азии, стран СНГ не делают «скидку» на регион, а оценивают кейсы так, как если бы они жюрили их на международных фестивалях. Также особенно важно, что представители рынка научились оформлять кейсы и совсем плохо поданных работ было очень мало.

Как проходила оценка кейсов и присуждение наград?

Жюрение на Jolbors Awards делится на 2 этапа: сначала состав жюри смотрит на сайте в кабинете жюри работы онлайн – каждый индивидуально. В этот период они оценивают отправлять ли работу в шорт-лист или оставить ее в лонглисте. Когда все жюри оценили работы, наша система автоматически формирует шорт-лист – в зависимости от количества жюри выставляется проходной балл. Например, в этом году на 12 жюри проходной балл составил 7 положительных оценок.

Следующий этап – офлайн-жюрение уже в Алматы, где собирается весь состав. Они совместно обсуждают кейсы и присуждают награды. Важно, что в этот день пересматривается и шорт-лист – какую-то работу могут из «шорта» убрать в ходе обсуждения общего уровня кейсов в шорт-листе. Именно поэтому шорт-лист мы публикуем в первый день самого фестиваля, когда он уже сформирован окончательно. 

В этом году в составе жюри были представители агентств, которые подавали свои кейсы на Jolbors Awards. Разве могут они оценивать свои кейсы?

На этапе онлайн-жюрения мы «выключаем» их работы в админке из их видимости, поэтому они не могут ставить себе оценки. Если работы этих агентств входят в шорт-лист, то во время офлайн-жюрения этот представитель жюри выходит из комнаты, когда обсуждают его кейс.

Они их и не оценивают. То есть, он не просто не участвует в присуждении награды – его нет и на самом обсуждении работы. Также в обсуждении и присуждении наград не участвуют жюри из аффилированных агентств. Например, в этом году в жюри был представитель Cheil Germany – он не голосовал за работы CheilKazakhstan. Важно отметить, что в случае, если один член жюри не голосует по этой причине за кейсы, то общий балл за присуждение награды, естественно, становится на 1 балл ниже, так как минусуется один представитель жюри. Я слышала какой-то комментарий о том, что такие жюри могут «завалить» другие работы. У нас в составе от 10 до 12 жюри из международных агентств, обладатели огромного количества наград с многолетним опытом как в индустрии, так и в жюрении – такие манипуляции никто терпеть не будет. Ну, и к тому же, вы видите, какое количество наград получили разные агентства со всего региона – награды действительно заслуженные. Конечно, обидно, если награда не была присуждена, но я считаю, что это повод в следующий раз сделать еще более крутой кейс.

В этом году жюри рассказывали на фестивали, как порой годами ждали свои первые награды, но то, что следовало после первых неудач – они продолжали участвовать на фестивалях, что привело им к тем вершинам, где они сейчас находятся. В этом году у нас был потрясающий момент на церемонии – Фаррух из узбекистанского агентства «Синтез» сказал на сцене, что впервые за 10 лет поднялся на сцену за золотом и это такой знаковый и значимый момент был для него и всей команды. Я даже прослезилась. Поэтому важно продолжать создавать, участвовать во всевозможных фестивалях, общаться с жюри и спикерами, спрашивая советы и продолжать развивать свое мастерство. В этом году действительно большинство кейсойбыли сильными, обсуждение – жарким. Гран-при выбирали целый час! Конкуренция высочайшая! 

Отмечу еще, что ценность награды не в том, чтобы получить вагон статуэток, а чтобы награда или ее отсутствие сподвигнули делать еще более крутые кейсы. У нас очень вырос состав жюри за последние два года. Я читала где-то комментарий о том, что некоторые агентства переросли Jolbors — напротив, считаю, что, наконец, в большинстве своем мы доросли до больших серьезных фестивалей. И Jolbors стал одним из таких фестивалей. Это отмечали жюри этого года – а у них огромный опыт как участия в фестивалях мирового уровня, включая «Каннские львы», так и жюрения – включая те же «Канны».

«Продолжай создавать» — ваш слоган. Почему вы именно такую мысль транслируете через фестиваль?

Он появился в прошлом году благодаря рекламной кампании, которую мы делали совместно с агентством Lokals. Ребята очень четко передали главную мысль фестиваля, которая все эти годы была на поверхности, но мы – организаторы – сами ее упускали. 

Мысль про «продолжать» очень точно описывает и историю самого фестиваля – несмотря ни на что мы продолжали делать этот фестиваль, чтобы рынок рос и развивался, чтобы агентства и компании оттачивали свое мастерство, чтобы специалисты становились топами в своей профессии. И смотрите к чему это привело – уровень кейсов намного лучше в этом году, кроме того, у региона большое количество наград на ближайших международных фестивалях. В этом году после окончания онлайн-отсмотра работ Влад (Деревянных, — прим.ред) написал сообщение: «Уровень фестивальных работ очень высок. Вырастили!».

Мы видим на своем опыте, какие результаты получаются, если продолжать создавать, творить, любить то, что ты делаешь, продолжать покорять вершины. За все годы фестиваля после его проведения многие участники говорят о том, как они вдохновлены, как заряжены энергией, и мы говорим им: «Продолжайте создавать и покорять вершины» — это то топливо, которое помогает нам двигаться вперед и с каждым разом улучшать то, что мы делаем.

Как увеличить шансы на победу?

Очень важно готовиться заранее. У нас чаще всего кейсы собирают в последний момент. Поэтому, несмотря на то что уровень кейсов вырос, они все еще не всегда удачные. Когда делаешь что-то впопыхах, можешь упустить важные детали.

В международных агентствах есть специальные отделы или специалисты, которые занимаются подготовкой, упаковкой и подачей кейсов на фестивали. Да, возможно, на нашем рынке пока невозможно выделить отдельного сотрудника под фестивали, но точно можно заранее спланировать упаковку кейса – она очень сильно влияет на финальный результат. Есть еще такой лайфхак – если вы заранее подготовите кейс, то у вас будет возможность показать его разных экспертам и получить фидбек. Это могут быть жюри прошлых лет, ваши друзья из международных креативных агентств, которые за все 12 лет приезжали к нам на Jolbors и многие с ними подружились.

Оценка стороннего креативного директора поможет свежим незашоренным взглядом посмотреть на кейс и улучшить его, благодаря советам. Либо вы можете взять консультанта, который поможет оформить ваш кейс. Я знаю, что в этом году нескольким узбекистанским агентствам помогал готовить кейсы Денис Елисеев – у него огромный опыт участия в фестивалях. И это возымело свой успех – почти все эти кейсы получили высшие награды и многие, кто поднимался за золотом, сотрудничали с ним по сборке кейсов.

Уже есть планы на следующий фестиваль?

Каждый год мы делаем замер NPS и собираем обратную связь от участников. Изучаем, что понравилось, а над чем еще нужно работать. Подмечаем сильные стороны фестиваля каждого года и ошибки. В этом году у нас был ценный фидбек относительно тематик лекций, и мы уже продумываем программу и спикеров на следующий год – в образовательной части фестиваля будут некоторые изменения. Например, добавим бизнес-темы. Еще мы все больше стремимся к коллаборациям с представителями и других креативных индустрий – неслучайно в этом году сделали панельную дискуссию «Collaboration: Art & Brands» с приглашением музыкантов и художников. Они тоже важная часть индустрии. Нам нужно объединяться и продолжать развивать креативность в регионе – она помогает возводить на новый уровень не только коммуникации, но и сам бизнес, создавая инновационные продукты.

Все то, чем мы сейчас пользуемся и с точки зрения технологий, и в быту – это продукты, которые создали благодаря тому, что кому-то в свое время пришла креативная идея создать такой продукт. Креативность помогает делать нашу жизнь удобнее, ярче, дажепрактичнее. Поэтому продолжайте создавать и творить – это большая ценность как для индустрии, так и для людей и мира.

заключила сооснователь Jolbors Festival Сабина Рейнгольд

Читайте также:

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

ISHONCH совместно с креативным агентством «Синтез» завоевал 3 бронзы на E+ Awards

03 мая 2024

Airbnb предложил переночевать в домах из популярных фильмов

02 мая 2024

Популярные новости

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Pinterest назвал пять главных оттенков на 2024 год

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Больше новостей