20 апреля 2022

Азиз Буриев. Для чего маркетинговые исследования рынку

О том, как развивается ниша, о новых клиентах и перспективных направлениях исследований.

Фото: Абдумавлон Мадмусаев / PR.uz

Редакция PR.uz приступает к своей работе и важно было сразу определить для себя то, с чего мы начнем. Мы обратились к крупным игрокам индустрии, занимающиеся маркетингом, пиаром и рекламой на протяжении не одного десятка лет. От представителей креативных агентств до руководителей крупнейших телеканалов, от продакшна до больших игроков рынка наружной рекламы — читайте первыми о первых.

Маркетинговые исследования нужны бизнесу как глоток воздуха — это бесконечный поток полезной и стратегически важной информации, конечно, если правильно задать направление исследованию. Как это работает на деле и что именно сейчас происходит в нише, поговорили с Азизом Буриевым, основателем и руководителем агентства DeFacto.

Для опытных игроков рынка — ответ очевиден, но для развивающихся компаний, агентств, которые их ведут, возможно будет полезно определиться с термином. Что из себя представляют маркетинговые исследования и для чего они нужны?

Для начала, маркетинговые исследования необходимы любому предприятию, работающему в условиях рыночной экономики. При этом исследования должны проводиться на любой стадии развития предприятия. И чем более конкурентная среда, тем более востребованным становится проведение данных исследований.

Подобные исследования могут дать важную и актуальную информацию о ситуации на рынке, потребителе и множестве других аспектов, связанных с деятельностью любого предприятия.

В частности, маркетинговые исследования позволяют:

·   лучше понять текущее состояние и тренды рынка;

·   выявить наиболее эффективные способы коммуникаций с потребителями;

·   оценить сильные и слабые стороны своих продуктов против конкурирующих;

·   выявить потребности и предпочтения текущих существующих и новых потребителей;

·   определить наиболее эффективные способы продвижения своих товаров или услуг;

·   протестировать концепции, упаковку, название и сам продукт по различным признакам среди потребителей;

·   найти инсайты — новые ниши для продвижения своих товаров, либо услуг.

Насколько востребована и пользуется спросом услуга в Узбекистане? Все ли понимают необходимости подобной аналитики?

Как и большинство отраслей в нашей стране, индустрия маркетинговых исследований также развивается и совершенствуется исходя из текущих проблем, требований рынка и спроса.

Так, уже давно мы отказались от поквартирных опросов и все чаще опрашиваем онлайн и с использованием современных устройств. Даже такие «классические» методологии, как уличные опросы и фокус-группы все чаще проводим на планшетах и онлайн.

Появились и стали популярные новые виды исследований, к примеру, как UX-тестирование, где мы выявляем такие вопросы, как удобство и интуитивное понимание использования различных приложений и сайтов.

В целом, рынок маркетинговых исследований развивается, но, конечно, не такими темпами, как, возможно, другие направления бизнеса в нашей стране.

Какие основные проблемы в нише на сегодняшний день?

До недавнего времени это были и карантинные меры, где требования социальной дистанции и другие карантинные меры ограничивали нашу деятельность.

Тем не менее, основные проблемы в нашей отрасли такие же, как и во многих смежных секторах. Прежде всего — это кадровый вакуум, нехватка высококвалифицированных и образованных сотрудников. К сожалению, большинство наших экономических ВУЗов не подготавливают специалистов с хорошими знаниями в этой сфере.

Поэтому мы стараемся «выращивать» нужных нам специалистов непосредственно внутри нашего агентства из молодых и перспективных сотрудников.

Чего ожидать в сфере в ближайшем будущем? Принципиальные изменения, возможно?

Основные тенденции, по нашим наблюдениям — это увеличение количества клиентов с новых отраслей, ранее не интересовавшихся изучением рынка и потребителей. Так, в последние время к нам стали чаще обращаться девелоперы, представители розничного рынка, разработчики различных IT продуктов и представители сферы образования.

При этом стоить отметить, что если раньше основными нашими клиентами были международные компании, то в последнее время растет доля местных игроков. Все чаще нашим рынком интересуются и зарубежные компании.

Хорошо, относительно клиентов вполне понятно, а если говорить о теме изучения. Что существенно изменится, по вашему мнению, в запросах ваших клиентов?

Мы предполагаем, что будет большой спрос на изучение рынка и потребителей не только Ташкента и в крупных городов Узбекистана, но и в малых городах и селах. Так как изменения в целом в экономике наблюдаются в том числе и в сельских регионах нашей страны, где у потребителей появляются излишки денег, которые они готовы потратить на дополнительные продукты и сервис. 

За последние несколько лет рост конкуренции наблюдается практически во всех нишах. На рынке появляется все больше производителей и, как следствие, новые марки и виды товаров. Наблюдая такое разнообразие предложений и потребитель становится более капризным и требовательным. В такой ситуации актуальность проведения маркетинговых исследований возрастает и, в конечном счете, на рынке добиваются успехов те компании, которые владеют более объективной и достоверной информацией о потребителе и о рынке в целом.

Читайте также:

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

iTicket снизил количество спекулянтов на рынке на 70%

22 апреля 2024

Узбекистанцы провели в полёте более тысячи лет

22 апреля 2024

Популярные новости

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

Wildberries рассказали PR.uz о самом необычном случае в ПВЗ Узбекистана

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Как сформировать и поддерживать имидж о компании, бренде, публичной персоне в 2024 году

Больше новостей