20 апреля

Азиз Буриев. Для чего маркетинговые исследования рынку

О том, как развивается ниша, о новых клиентах и перспективных направлениях исследований.

Фото: Абдумавлон Мадмусаев / PR.uz

Редакция PR.uz приступает к своей работе и важно было сразу определить для себя то, с чего мы начнем. Мы обратились к крупным игрокам индустрии, занимающиеся маркетингом, пиаром и рекламой на протяжении не одного десятка лет. От представителей креативных агентств до руководителей крупнейших телеканалов, от продакшна до больших игроков рынка наружной рекламы — читайте первыми о первых.

Маркетинговые исследования нужны бизнесу как глоток воздуха — это бесконечный поток полезной и стратегически важной информации, конечно, если правильно задать направление исследованию. Как это работает на деле и что именно сейчас происходит в нише, поговорили с Азизом Буриевым, основателем и руководителем агентства DeFacto.

Для опытных игроков рынка — ответ очевиден, но для развивающихся компаний, агентств, которые их ведут, возможно будет полезно определиться с термином. Что из себя представляют маркетинговые исследования и для чего они нужны?

Для начала, маркетинговые исследования необходимы любому предприятию, работающему в условиях рыночной экономики. При этом исследования должны проводиться на любой стадии развития предприятия. И чем более конкурентная среда, тем более востребованным становится проведение данных исследований.

Подобные исследования могут дать важную и актуальную информацию о ситуации на рынке, потребителе и множестве других аспектов, связанных с деятельностью любого предприятия.

В частности, маркетинговые исследования позволяют:

·   лучше понять текущее состояние и тренды рынка;

·   выявить наиболее эффективные способы коммуникаций с потребителями;

·   оценить сильные и слабые стороны своих продуктов против конкурирующих;

·   выявить потребности и предпочтения текущих существующих и новых потребителей;

·   определить наиболее эффективные способы продвижения своих товаров или услуг;

·   протестировать концепции, упаковку, название и сам продукт по различным признакам среди потребителей;

·   найти инсайты — новые ниши для продвижения своих товаров, либо услуг.

Насколько востребована и пользуется спросом услуга в Узбекистане? Все ли понимают необходимости подобной аналитики?

Как и большинство отраслей в нашей стране, индустрия маркетинговых исследований также развивается и совершенствуется исходя из текущих проблем, требований рынка и спроса.

Так, уже давно мы отказались от поквартирных опросов и все чаще опрашиваем онлайн и с использованием современных устройств. Даже такие «классические» методологии, как уличные опросы и фокус-группы все чаще проводим на планшетах и онлайн.

Появились и стали популярные новые виды исследований, к примеру, как UX-тестирование, где мы выявляем такие вопросы, как удобство и интуитивное понимание использования различных приложений и сайтов.

В целом, рынок маркетинговых исследований развивается, но, конечно, не такими темпами, как, возможно, другие направления бизнеса в нашей стране.

Какие основные проблемы в нише на сегодняшний день?

До недавнего времени это были и карантинные меры, где требования социальной дистанции и другие карантинные меры ограничивали нашу деятельность.

Тем не менее, основные проблемы в нашей отрасли такие же, как и во многих смежных секторах. Прежде всего — это кадровый вакуум, нехватка высококвалифицированных и образованных сотрудников. К сожалению, большинство наших экономических ВУЗов не подготавливают специалистов с хорошими знаниями в этой сфере.

Поэтому мы стараемся «выращивать» нужных нам специалистов непосредственно внутри нашего агентства из молодых и перспективных сотрудников.

Чего ожидать в сфере в ближайшем будущем? Принципиальные изменения, возможно?

Основные тенденции, по нашим наблюдениям — это увеличение количества клиентов с новых отраслей, ранее не интересовавшихся изучением рынка и потребителей. Так, в последние время к нам стали чаще обращаться девелоперы, представители розничного рынка, разработчики различных IT продуктов и представители сферы образования.

При этом стоить отметить, что если раньше основными нашими клиентами были международные компании, то в последнее время растет доля местных игроков. Все чаще нашим рынком интересуются и зарубежные компании.

Хорошо, относительно клиентов вполне понятно, а если говорить о теме изучения. Что существенно изменится, по вашему мнению, в запросах ваших клиентов?

Мы предполагаем, что будет большой спрос на изучение рынка и потребителей не только Ташкента и в крупных городов Узбекистана, но и в малых городах и селах. Так как изменения в целом в экономике наблюдаются в том числе и в сельских регионах нашей страны, где у потребителей появляются излишки денег, которые они готовы потратить на дополнительные продукты и сервис. 

За последние несколько лет рост конкуренции наблюдается практически во всех нишах. На рынке появляется все больше производителей и, как следствие, новые марки и виды товаров. Наблюдая такое разнообразие предложений и потребитель становится более капризным и требовательным. В такой ситуации актуальность проведения маркетинговых исследований возрастает и, в конечном счете, на рынке добиваются успехов те компании, которые владеют более объективной и достоверной информацией о потребителе и о рынке в целом.

Читайте также:

Азиз Буриев: маркетинг — это война, а маркетинговые исследования — это разведданные

03 февраля

Маркетинг для малого бизнеса: как продвигаться с ограниченным бюджетом

03 февраля

«Нам мало что осталось показать своим детям, не говоря уже о туристах»: столица глазами архитектора

20 января

Популярные новости

Певица Шахзода стала амбассадором экосистемы Uzum

Видеохостинг Vimeo выбрал 10 лучших рекламных роликов 2022 года

Insider назвал 10 профессий, которые может сместить искусственный интеллект

Народу очень «зашло»: Elmakon о запуске рекламной кампании с провокационными слоганами

«Это Humo или Telegram?»: в новом национальном мессенджере для госслужащих полностью повторили интерфейс приложения Павла Дурова

BBC и CNN будут продвигать туризм в Узбекистане на своих телевизионных и веб-платформах

Обзор рекламно-медийного рынка Узбекистана на RAF-22 в Казахстане

Маркетинг для малого бизнеса: как продвигаться с ограниченным бюджетом

Азиз Буриев: маркетинг — это война, а маркетинговые исследования — это разведданные

Больше новостей