20 октября 2023

Исследовательская компания RGCA продолжает следить за тем, как в республике все больше переходят на электронную коммерцию

Если вчера узбекистанцы считали важным посещение базара, где можно торговаться, то теперь этот «нетворкинг» перешел в в Telegram-чаты, а привлекательными и выгодными стали предложения на маркетплейсах.

Фото: PR.uz

Ежегодно число интернет-пользователей в Узбекистане увеличивается на 5%. «Цифровизация в целом стала одним из глобальных трендов в развитии экономики страны, и только набирает обороты», отмечает KPMG, международная глобальная сеть, предоставляющая аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Специалисты исследовательской компании RGCA, опираясь на данные компании представили свое видение ситуации вокруг этой темы.

Недавно услышал интересную фразу: «Первое, что вы видите утром, даже не встав с кровати, и последнее, перед сном – это экран мобильного телефона». И сколько бы мы ни говорили, что это дурная привычка и первый признак зависимости, цифровые помощники навсегда вошли в нашу жизнь и уже сильно изменили её. Оплата коммунальных услуг, покупка еды, отправка подарков близким в других городах, переводы и платежи (кстати, в Узбекистане пока ещё формирующийся тренд) – всё это переходит в онлайн. Так у миллионов узбекистанцев появляются новые привычки – цифровые.

отмечает Алексей Хохлов, руководитель направления качественных исследований RGCA
Цифровизация всего Узбекистана

Интересно, что одними из первопроходцев в сфере цифровизации стали именно платёжные сервисы, которые параллельно с приложениями развивали уникальное для Узбекистана направление – оплату с помощью USSD-команд, позволяющих использовать цифровые сервисы даже без интернет-соединения. Так в жизни узбекистанцев появилось понятие «кликнуть», т.е перевести деньги, оплатить что-либо через национальную платёжную организацию Click.

Более того, платёжные сервисы высоко подняли планку для банковского сектора. Ведь если переводить деньги и оплачивать товары и услуги можно в один клик, то зачем вообще идти в отделение банка? Так наличие удобного, быстрого и надёжного мобильного приложения стало стандартом для всех банков. В июле 2023 года RGCA проводила исследование, в котором мы выяснили, какими приложениями пользуются узбекистанцы для ежедневных и регулярных платежей. 

В числе лидеров – платёжные организации и банки, которые уделили особое внимание удобству интерфейса и качеству работы мобильного приложения. По мнению большинства узбекистанцев, мобильные приложения являются важным атрибутом сервиса банковского обслуживания. Может, банк ещё и не должен быть лидером в технологических инновациях (хотя это уже один из важнейших показателей), но уже обязан обладать цифровыми сервисами. В жёстких реалиях современной конкуренции, если ты не цифровой – ты мёртвый.

Прогноз на ближайшие пять лет предполагает дальнейшее увеличение объёма цифровых операций и расширение функционала цифровых банковских приложений. Это связано с тем, что быть цифровыми в наше время крайне важно для банков. Цифровой банкинг позволяет привлекать и удерживать клиентов, предоставлять услуги в любое время и из любой точки мира, а также сокращать затраты на обслуживание клиентов. Классическое представление о банке уже не может полноценно существовать, так как потребности клиентов постоянно меняются. Они хотят получать услуги быстро, удобно и безопасно, не выходя из дома. Цифровой банкинг позволяет банкам отвечать на эти требования и оставаться конкурентоспособными на рынке

поделился своим видением CEO TBC Bank Uzbekistan, Спартак Тетрашвили
Не было бы счастья, да несчастье помогло

Не скрою, ваш покорный слуга, опасаясь остаться голодным во время коронавирусного карантина, и сам был участником «большого похода» на супермаркеты, вынося продукты целыми упаковками. Случившийся карантин внёс немалый вклад в популяризацию цифровых сервисов: даже самый консервативный потребитель, «делающий базар», был поставлен в условия, когда нужно пробовать новое. Именно в это время начали активно развиваться сервисы доставки готовой еды – и именно это позволило ресторанам и кафе остаться в живых. А уже на слегка подготовленную почву уверенной походкой вышли сервисы онлайн-покупок. Конечно, со мной можно не согласиться, но я уверен, что именно пандемия, а затем грамотный маркетинг фактически сформировали в Узбекистане новую отрасль ретейла — e-commerce.

Так, по данным KPMG, рынок онлайн-торговли в нашей стране остаётся лидером по темпам роста среди стран Центральной Азии 2022-2023 годы были ознаменованы приходом игроков, которые «взорвали» рынок. Так, Uzum Market сегодня знают 83% жителей страны — а ведь сервису всего год. Конечно, свой вклад в развитие рынка внесли и другие игроки, те же TBC Bank, Korzinka Go. Глубокое понимание специфики рынка, нужд потребителя, а также умение предвосхитить желание клиента, грамотный сервис и удобное мобильное приложение позволили им завоевать доверие узбекистанцев и стать их «любимчиками». Вспоминается подходящий для этого времени слоган одного из мобильных операторов: «просто пришли и правила поменяли».

Если вчера узбекистанцы считали важной частью своей жизни посещение базара, где можно торговаться, обсуждать последние новости и быть частью этого важного древнего «нетворкинга», то теперь многие ищут привлекательные и выгодные предложения на маркетплейсах, а общаются в Telegram-чатах.

В декабре 2022 года RGCA начала исследование, которое касалось изучения отношения потребителей к маркетплейсам и приложениям для онлайн-покупок в целом. В нём приняли участие узбекистанцы от 18 до 54 лет — составленная таким образом выборка репрезентативно представляет всё население страны. Чтобы отследить изменения и основные тренды, мы проводим это исследование регулярно, раз в три месяца, и по его результатам получаем достаточно уникальные, на мой взгляд, показатели.

Если ранее узбекистанцы в основном делали покупки через мессенджер и социальную сеть (конечно же это были Telegram и Instagram), то уже сегодня, как говорит наш директор по исследованиям, всё встало на свои места: Uzum Market — приложение для покупок, Telegram — место для общения, чтения новостей, Instagram — себя показать, других посмотреть, ну и в барбершоп или косметический салон записаться.

Для нас важно предоставить настолько удобный и качественный сервис по всей стране, чтобы даже те узбекистанцы, которые делают свои первые онлайн покупки, убедились, что онлайн- шопинг – это экономия сил, времени и семейного бюджета. Поэтому наши ключевые требования к себе – доставка за один день по всей стране и предоставление покупателям максимально широкого ассортимента, который к концу года достигнет 800 тыс. уникальных товарных позиций. Больше, чем на любом базаре.

говорит генеральный директор Uzum Market, Ильшат Хаметов

За короткий период очень сильно изменились и основные предпочтения: узбекистанцы становятся достаточно требовательными, для них очень важны такие атрибуты, как выгода от покупки, качественный сервис, широкий ассортимент и быстрая доставка. Недавно появившийся Uzum Market стал лидером во всех атрибутах, важных в категории e-commerce. 

Но самое главное то, что лидеры формируют динамику всего рынка в целом, заставляя конкурентов подтягиваться, разрабатывать удобные сервисы. А нам, рядовым потребителям, только это и нужно. Хочется также отметить, что наличие хорошего цифрового сервиса (удобного, качественного, продуманного), интересные, яркие рекламные кампании с проработанными офферами для потребителя становятся уже «гигиенической нормой». Равно, как и наоборот: пренебрежение подобными атрибутами может нести для бизнеса очень высокие риски. А как же ретейл? Ретейл не скучает совсем.

Только научились конкурировать с базарами, разработали программы лояльности и цифровые коммуникации. А теперь новый челлендж. И здесь хочется отметить компанию, которая активно осваивается в меняющемся мире. Я про приложение Korzinka Go. Если раньше было устойчивое понятие о том, что любой маркетолог бессилен перед списком покупок в магазине, который мужчине-покупателю написала его жена, то теперь уже мужчина «побаивается» за свою карту, поскольку его не тревожат, а покупать можно много и сколько угодно. Да ещё оперативно и в срок доставят всё до квартиры, даже поднимут на этаж.

Но и тут у «Корзинки» появляются цифровые конкуренты: сервис Uzum Tezkor уже начал доставлять заказы не только из ресторанов и кафе, но и из супермаркетов Ташкента. Что ж, конкуренция всегда на пользу покупателю. Будем наблюдать, а заодно экономить время на походы в магазин — главное, не потратить его на пролистывание ленты Instagram. 

В заключение хотелось бы отметить, что тренд цифровизации — это не просто надолго, это навсегда. И если сегодня не адаптироваться к цифровым предпочтениям узбекистанцев, то завтра может быть уже поздно. А чтобы грамотно это делать, нужно очень хорошо понимать рынок, его изменения и, безусловно, потребителя, так как он растёт и меняется с нашим динамичным рынком. Важно не просто следовать за изменениями привычек и запросов — важно уметь предвосхищать их, становиться трендсеттером и любимчиком, что доказывают компании, которые ворвались на этот рынок. Всерьёз и надолго.

– RGCA

Читайте также:

В Узбекистане насчитывается 50 зарегистрированных маркетплейсов

06 мая 2024

Samsung представил экспериментальную «Надоедливую рекламу»

06 мая 2024

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

Популярные новости

Сеть супермаркетов в Узбекистане впервые в мире начала награждать за пешие походы за продуктами

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

Больше новостей