20 января 2023

«Нам мало что осталось показать своим детям, не говоря уже о туристах»: столица глазами архитектора

Камила Маннанова, доктор философии в области архитектуры, рассказала, что не так с урбанистикой в Ташкенте, каким мог быть умный город в Нурафшане и почему не удалось реконструировать бумажную фабрику УзБум.

Фото: PR.uz

Ташкент переживает строительный бум, горожане страдают от коллапса с энергоресурсами, в СМИ периодически появляются тревожные статьи о сносе исторических объектов – это реальность, с которой сталкивается столица в последние несколько лет. 

Мы поговорили с Камилой Маннановой о том, как урбанистика столицы свернула не в ту сторону и при каких условиях Ташкент может стать функциональным и удобным для проживания городом.

Камила Маннанова — доктор философии в области архитектуры, директор и координатор архитектурных проектов компании «Al Mone». 

Планировать – это брать ответственность за завтра

Я не открою Америку, если скажу, что Ташкент застраивается хаотично и без заботы о будущем. Коллапс, который мы сейчас переживаем, – ещё одно доказательство этому.

Как архитектор я смотрю на этот город совсем под другим углом. Новые высотки, которые нагружают линии электропередач, газопроводы, теплотрассы и другие коммуникации, островки на дорогах и транспортные развязки, которые заметно увеличили плотность трафика в часы пик, напоминающие кубики Lego алюминиевые покрытия на муниципальных зданиях и бизнес-центры, похожие на аквариумы – вот что я замечаю, когда езжу по улицам Ташкента. И это уже не мелкие неудачные решения, а тенденции, которые невозможно игнорировать.

Относительно недавно на дорогах появились островки. Подразумевалось, что они облегчат водителям передвижение по городу. Но их построили на маленьких перекрёстках и ездить стало ещё неудобнее. Например, на перекрёстке между улицами Навои и Абай и так образовывались пробки, а после реконструкции там стало две проезжих линий вместо трёх и трафик стал ещё плотнее. 

Ещё один неудачный эксперимент я наблюдаю, когда проезжаю по улице Нурафшан, недалеко от массива Себзар. Иногда я боюсь наехать на этот островок, потому что там нет никакого предупреждающего знака, и если ты едешь в вечернее время, то очень легко не заметить это сооружение. 

Безусловно, есть и такие удачные примеры, как улица Махтумкули, которая после реконструкции стала заметно шире и удобнее, и сама развилка, ведущая к центру города, пусть и замысловатая, но построена с умом. Но это пока, к сожалению, единичные исключения. 

Фото: пресс-служба Президента

Похожая ситуация с новыми постройками по всему Ташкенту вызывает у меня возмущение не только, как у архитектора, но и как у обычного жителя. Сеть коммуникаций между постройками, проложенная несколько десятилетий назад, не рассчитана на такую нагрузку. Как итог – регулярные перебои в работе коммунальных служб. События сегодняшних дней наглядно показали, что это живая проблема в рамках не какого-нибудь отдельно взятого района, а всей столицы.

Ситуация могла бы сложиться иначе, если бы у Ташкента был генеральный план строительства. Обновление генплана обсуждается уже несколько лет, в прошлом году был ещё не утвержденный проект, но что по итогу было решено – неизвестно. 

За это время столица успела преобразиться до неузнаваемости, но строить город без планирования – это жить сегодняшним днём, игнорируя ответственность за завтра.

Умный город остался умным на бумаге

В 2018 году в СМИ был громко анонсирован проект по полной трансформации Ташкента к 2025 году. Обещали, что город станет зеленее и комфортнее для проживания, но проект, видимо, так и остался на бумаге, потому что обновлений по проделанной работе я так и не увидела.

К сожалению, такой же исход был и у проекта по строительству «умного города» в Нурафшане, в разработке которого я принимала участие. Тогда я возглавляла архитектурный отдел в компании DiiPArt.

По нашей задумке город Нурафшан должен был стать первым в Средней Азии умным городом, в котором бы расположились все административные ведомства Ташкента и Ташкентской области.

Концепция генплана умного города в Нурафшане


В 35 минутах езды от столицы, на территории в 246 гектаров мы планировали расположить все министерства с их подразделениями, жилые комплексы для работников этих организаций и всю необходимую для комфортного проживания инфраструктуру – магазины, школы, больницы, спортивные комплексы и т.д. Позже этот город должен был разрастись до двух с лишним тысяч гектаров и превратиться в полноценный город со всеми его функциями.

Сейчас все эти министерства находятся в центре города, в утренний и вечерний часы пик в Ташкенте не проехать, перевод административных зданий в другой город сильно разгрузил бы трафик в центре столицы, вдобавок к этому, в Ташкенте осталось бы больше пространства для бизнесовых и культурных центров.

Концепция здания городской администрации в Нурафшане


Реализацию проекта остановили на начальном этапе строительства, когда были отстроены уже несколько зданий. Нам, исполнителям, так и не объяснили, почему проект заморозили. Но я предполагаю, там остро стоял финансовый вопрос, потому что строительство такого города стоило больших денег. 

Фишка умного города заключалась в том, что город смог бы сам себя обеспечить необходимыми ресурсами, с учётом повседневного уклада жизни обычных жителей и без большого ущерба бюджету администрации.

Например, для проведения коммуникаций тепла, газа и воды была спроектирована сеть подземных туннелей с большими траншеями. Это заметно облегчило бы доступ и обслуживание этих коммуникаций — не нужно ломать асфальт и раскапывать дороги, чтобы починить трубу. 

Концепция делового района в Нурафшане


Была продумана сеть водостоков и система фильтрации воды для её вторичного использования на орошение ландшафтов по территории города. Также планировалось установить солнечные батареи и панели на фасадах зданий, чтобы был дополнительный дешёвый источник электроэнергии. И это лишь маленький список достоинств города.

Такие проекты были успешно реализованы в Канаде, США, Мексике и других западных странах.

Концепция жилых зданий с помещениями коммерческого назначения в Нурафшане


В наших нынешних условиях всё это может звучать как нечто футуристическое, потому что в самом Ташкенте сложно ввести такие новшества. Но в Нурафшане под этот проект была отведена огромная пустая площадь земли. На территории чистого поля реализовать такой проект было вполне реально, но нам был нужен ёмкий бюджет. А пока этот умный город остался лишь умной зарисовкой на бумаге.

Выгоднее продать, чем сохранить

Степень PhD я получала в Италии, в одном из старейших технических вузов страны – Туринском политехническом университете. Именно там я узнала, каким должно быть отношение людей к своей истории. Мало увековечить её в школьных учебниках и экспонатах музеев, архитектурные памятники – вот, что важно и нужно сохранять.

В Италии очень трепетно относятся к зданиям исторической ценности. Там ни в коем случае нельзя менять даже устаревшие стеклопакеты в окнах, если это хоть как-то может повлиять на первозданный вид фасада. Про снести и построить что-то новое не может быть и речи. У нас же я пока наблюдаю обратную тенденцию, мы своими руками вычёркиваем ключевые события из нашей истории.

Реконструкции –  мой научный профиль, и я бы с удовольствием приняла участие в каком-нибудь большом проекте с задачей сохранить историческую ценность здания. Но неготовность городской администрации отдать большие территории под здания общественного назначения и непонимание бизнеса – зачем хранить старое, когда можно построить новое, становятся большой помехой для реализации таких проектов.

В 2018 году я занималась разработкой реконструкции комплекса ташкентской бумажной фабрики – УзБум. Впервые попав на её территорию, я была восхищена архитектурой этих старинных зданий с художественной кладкой стен в византийском стиле, с элементами декора, которым явно не меньше века или двух. Этот комплекс – один из последних образцов архитектурного ансамбля в туркестанском стиле в Ташкенте. Оборудование, которое тогда хранилось там, было подарено нашим эмирам западными правителями. Буквально каждый уголок в этих зданиях мог рассказать свою историю.

Фото: gazeta.uz


По моей задумке на территории комплекса должны были построить индустриальный музей, амфитеатр для проведения концертов, арт-резиденцию для мастеров и художников, несколько бизнесовых точек для проведения встреч и конференций, а также сеть гостиниц. Но самой важной задачей стояло сохранить первозданность всех построек.

Концепция размещения индустриального музея на территории УзБума
Концепция размещения амфитеатра на территории УзБума
Концепция размещения ивент-площадки на территории УзБума


Комплекс должен был стать ещё одной достопримечательностью как для жителей города, так и для его гостей. Эта точка могла стать прибыльной благодаря своему туристическому потенциалу. Но проект отсекли на стадии предложения, и снова, я предполагаю, из-за неготовности выделить необходимый бюджет. 

Пару лет спустя прочитала в одном из СМИ, что комплекс перешёл новому владельцу. Ходили слухи, что его собираются снести, в сети появлялись публикации с просьбой сохранить один из немногих исторически значимых объектов. Судя по всему, было выгоднее продать территорию частнику, чем вложиться в её реконструкцию и сохранить культурное наследие города.

Бизнес и культура – это слагаемые

Ташкент медленно, но верно движется к тому, чтобы стать отдалённо похожей копией Дубая. Разница лишь в том, что у Дубая нет такой большой и великой истории, как у Ташкента. Дубаю выгодно быть стеклянным городом с яркими огнями, чтобы отличаться на фоне других исторических городов планеты. Но я сильно сомневаюсь, что такой подход применим к нашей столице.

В Ташкенте по пальцам можно пересчитать объекты с вековой историей. Туристов не удивишь новым сити и современными комплексами, у Ташкента практически не осталось того восточного флёра, что есть у Самарканда, Бухары или Хивы с их дворцовыми площадями и местами силы. Индустриальное прошлое тоже стирается вместе с забытыми заводами и фабриками.

Например, купол Чорсу, под которым раньше располагались только лавки со специями и сухофруктами, теперь стал точкой продажи и мяса. Первое, что чувствует человек, войдя под купол – это запах сырой говядины. Жаль, что туристы застали это сооружение в нынешнем состоянии. 

Фото: freepik.com


У Ташкента не остаётся никакой идентичности на фоне других городов Узбекистана. Нам мало что осталось показать своим детям, не говоря уже о туристах.

Бизнес и культура – это слагаемые, между ними не должно быть знака минус. Но если архитектурное наследие будут и дальше безжалостно истреблять ради бизнеса, город превратится в очередную стекляшку, а мы окончательно потеряем культурный код, который нас отличает.

Не нужно открывать Америку

Ташкент всё ещё может стать функциональным и удобным для проживания городом, но для этого нужен генеральный план его строительства. И важно, чтобы этот план был разработан людьми с инженерным мышлением и архитектурным образованием. 

Знаю, что снова не открыла Америку, но и речь идёт не о больших запредельных свершениях, а о поэтапной и систематизированной работе внутри, в результате которой жить в Ташкенте могло бы стать в разы комфортнее и интереснее.


Автор: Жахонгир Тохиров

Читайте также:

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

iTicket снизил количество спекулянтов на рынке на 70%

22 апреля 2024

Узбекистанцы провели в полёте более тысячи лет

22 апреля 2024

Популярные новости

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Как сформировать и поддерживать имидж о компании, бренде, публичной персоне в 2024 году

Pinterest назвал пять главных оттенков на 2024 год

Исследование: 95% покупателей читают отзывы перед тем, как купить товары

Для чего бренды организовывают пресс-туры для блогеров

Обзор рынка труда в Узбекистане и Казахстане: вызовы, различия и схожие черты

В Узбекистане рассматривают возможность легализации букмекерских контор

Коммуникационное агентство We Digital запустило ИИ платформу для контент-креаторов на узбекском языке

От Kalakala до Coquette: шрифты для упаковок, которые будут в тренде в этом году

В Узбекистане вводятся новые нормы рекламы лекарств

NapoleonCat: популярные социальные сети у узбекистанцев в 2023 году

METER посчитал объём наружной рекламы в Узбекистане за 2023 год

В Узбекистане разрешат рекламировать иностранный алкоголь

PR-агентство ITCOMMS запустило бесплатный годовой курс по развитию PR-навыков

Рейтинг: топ скачиваемых приложений в Узбекистане за 2023 год

Какие тренды веб-дизайна 2023 года все еще актуальны в 2024-м?

Американское люксовое издательство Assouline выпустило книгу об узбекских узорах и национальных костюмах

ESG для банков Узбекистана: для чего нужно и как продвигать?

Что нас ждет в коммуникациях в 2024 году?

Объявлен Рейтинг маркетинговой эффективности брендов и агентств Узбекистана за 2023 год

Как прошел 2023 год у креативной индустрии Узбекистана?

Оборот рекламного рынка Узбекистана составил 1,14 трлн сумов в 2023 году

Цвет Pantone в Узбекистане: подборка локальных брендов в главном оттенке года

Культовые портреты узбекских и каракалпакских женщин — в объективе британского фотографа Марио Тестино

«Логотипы на одежде — показатель плохого вкуса»: взгляд сквозь темные очки дизайнера Дайан Перне

Популярные белорусские блогеры сняли обзор в Узбекистане в своем фирменном стиле

Новогоднее настроение, приди! — как бренды задают праздничный настрой своими кампаниями

«Стиральная машина-невестка?»: узбекский рекламный ролик вызвал волну хейта

Видеопродакшн Borisov & Irisov подготовил ролик в жанре экшен для локального производителя электроники

Российский маркетплейс Ozon начал работать в Узбекистане

Сеть ресторанов KFC организует свадьбу тем, кто креативно сделает предложение луковым кольцом

«Фестиваль проходит этап взросления, требования можно усиливать» — экспертное жюри TAF!23

Как пугают бренды в 2023 году: мировые компании вновь обыграли Хэллоуин

Когда клиент – партнёр: MA’NO Branding и «Мост» о том, как создавалась айдентика для коммуникационного агентства 

Исследовательская компания RGCA продолжает следить за тем, как в республике все больше переходят на электронную коммерцию

Видеопродакшн студия Mediahouse подготовила комедийный ролик для узбекского авторынка и сети фастфуда

Изнанка чапана: что такое настоящая узбекская локальность

Главный редактор PR.uz Юлия Отченко приняла участие в фестивале TAF!23

Costa Coffee: выход на рынок Узбекистана

Исследование: эффективные локации Ташкента для стрит-ритейла — CMWP

Как в продуктовом ролике недвижимости показать пространство через эмоции и чувства — кейс от NUR

Основатель агентства MA’NO о правильной упаковке кейса и факторах, влияющих на успешность работ на фестивалях

«Участвуйте без ожиданий и эмоций. Фестивали — очень субъективная история»: обладатель более 20 фестивальных наград о жюрении, подготовке кейсов и актуальных темах

«Работы, созданные только ради победы на фестивалях — это лицемерие»: зачем одни рекламисты организовывают фестивали, а другие в них участвуют

ISHONCH завоевал 6 наград фестивалей KIAF и White Square за креатив «Не только 8 марта». Разбираем кейс вместе с креативной командой

Как настроение и драматичность заголовков влияют на виральность материалов: главреды Repost, Gazeta, Daryo и PR.uz

Маркетинг в Рамадан: Как креативное агентство Lokals разработало праздничную коммуникацию для Pepsi

«Стоит ли мудрить?»: разбираем, почему логотип не так уж и важен для бизнеса

HR-эксперты о том, как меняется рынок труда в Узбекистане

Динара Ахметова о том, как в туристическом центре Silk Road Samarkand выстроили коммуникации на международных рынках 

Взгляд изнутри: рекламный рынок Узбекистана и Казахстана. Интервью о слабых и сильных сторонах обоих рынков 

Рекламная лихорадка: как блоги превратились в рекламные площадки, что не так с интеграциями сегодня и как будет меняться индустрия завтра

Азиз Буриев: маркетинг — это война, а маркетинговые исследования — это разведданные

«Толпа всегда хочет крови в общей массе. Это даёт выиграть время». Отставки и понижения в должности: что кроется за сегодняшними увольнениями

«Вас не слышно»: после каких фраз или действий клиенты уходят от агентств

Денис Роман о том, как разработать SMM стратегию, которая решает проблемы бизнеса

Джахонгир Мадмусаев о рекламном рынке Узбекистана. Наблюдения главного редактора

PR.uz подвел итоги 2022 года, отметив самые резонансные новости в индустрии

Арсений Зяббаров о том, зачем запустили Jetlag Weekly, почему команда не делает коммерческие клипы и какие у них планы на Ташкент

Демонстрация рекламы букмекерской конторы во время товарищеского матча. Что произошло?

Макс Авдеев: «Клиент не должен понимать что такое “красиво”, он должен понимать, какая коммуникация с потенциальной аудиторией сработает лучше»

Татьяна Равалли о том, как бренды в Узбекистане применяют стратегию и почему рынок выглядит однообразно

Пять заповедей антикризисного PR: как спасти репутацию

Председатель жюри Red Jolbors Конрад Лефевер о работах из Узбекистана

10 источников вдохновения Мадины Рузматовой 

Александр Попков: «Особенность рынка Узбекистана – это беспрецедентная конкуренция»

5 книг от Ширин Ахунджановой по маркетинговой стратегии, брендингу и менеджменту

Основатель Abstract Visuals о том, почему продакшенам не стоит работать напрямую с клиентами

Первый взгляд: что из себя представляет туристический центр Silk Road Samarkand

«114 СМИ опубликовали пресс-релиз о месторождении битумной нефти в Узбекистане, впервые за 100 лет, из них локальные — менее 20%»

10 источников вдохновения Сардора Бабаева

«У меня под управлением было более 150 таких остановок до того, как их запретили брендировать»

Подборка книг от Нодиры Шерматовой по психологии в маркетинге, корпоративной культуре и сторителлингу

10 источников вдохновения Фарруха Шарипова

5 книг от Малика Каримова о маркетинге, менеджменте и истории общества

10 источников вдохновения Ахмада Собитова

Неклассический консалтинг: как с маркетинговой командой становятся лидерами рынка

10 источников вдохновения Фархада Кучкарова

10 источников вдохновения Рустама Махамаджанова

Samsung представил экспериментальную «Надоедливую рекламу»

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

ISHONCH совместно с креативным агентством «Синтез» завоевал 3 бронзы на E+ Awards

Airbnb предложил переночевать в домах из популярных фильмов

В Ташкенте при поддержке компании Click прошел первый Jolbors Business Summit

Впервые в истории республики креативный директор из Узбекистана вошел в жюри «Каннских львов»

M Cosmetic открыто заявил о своих планах

К 2027 году объемы денежных платежей и переводов в Узбекистане вырастут в 2 раза

SpaceX запустила бронирование мест для туристических полетов в космос

Больше новостей