24 августа

Подборка книг от Нодиры Шерматовой по психологии в маркетинге, корпоративной культуре и сторителлингу

Директор по маркетингу платёжной системы Payme поделилась своими рекомендациями.

Фото: из личного архива героя

Обычно мне сложно делать универсальные подборки, поэтому, не пытаясь глубоко анализировать, перечислила свои top-of-mind книги по маркетингу, кроме Котлера. Кстати, в итоге получилась подборка, в которой собраны произведения, сильно изменившие мои взгляды на тот или иной предмет, например, как люди мыслят или как правильно задавать вопросы.

Нодира Шерматова, директор по маркетингу OOO “Inspired” (Payme, Payme Business)

«Думай медленно… решай быстро», Даниэль Канеман


С теорией Канемана я познакомилась в книге «Взлом маркетинга» Фила Бардена, но если рекомендовать, то первоисточник. В книге — о том, как человек принимает решения, что на него влияет, и как с этим работать; о том, что люди принимают эмоциональные решения и находят для них рациональные оправдания. Если «зайдёт», имеет смысл дальше почитать про поведенческую экономику (Ричард Талер, Дэн Ариэли или хотя бы Википедия), про когнитивные искажения и ошибки восприятия.

«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Дэйв Логан, Джон Кинг, Хэли Фишер-Райт

Классная книга о лидерстве и корпоративной культуре, очень полезный труд для маркетологов. В книге описано 5 уровней «племён» — групп людей, объединённых единым мировоззрением и единым отношением к себе и к обществу. Это отношение —базовые установки, сквозь призму которых человек воспринимает как окружающих людей, так и любое коммуникационное сообщение. Например, человек находится на этапе, когда он считает, что жизнь к нему несправедлива («другим всё, мне — ничего»), а ему предлагают действовать, исходя из общественного блага, но в его картине мира у других и так есть всё, чего лишён он. Важно понимать, что речь идёт не об отдельно взятом человеке, а о системном восприятии целой группы лиц. На каждом уровне — свои ценности и свой способ перейти на уровень выше, и с этим нужно считаться.

Дизайн привычных вещей. Дональд Норман

«Неважно, насколько гениален продукт. Если люди не смогут его использовать, он получит плохие отзывы. Задача дизайнера — предоставить соответствующую информацию и сделать продукт понятным и доступным для использования».

Книга — про дизайн не с точки зрения «красиво-некрасиво», «композиция — цвет — форма», а с точки зрения проектирования пользовательского опыта. В книге — базовые принципы человекоцентричного дизайна, много практических рекомендаций и примеров, как не надо делать.
Если интересна тема дизайн-мышления, можно почитать Тома Келли.

«Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?», Роб Фитцпатрик

— Нравится?

— Конечно, нравится.

— Хочешь?

— Хочу!

— Купишь?

— Куплю, конечно!

Книга про то, почему после такого рода диалогов продаж всё-таки нет. Практическая книга про то, как задавать правильные вопросы, чтобы получать правдивую информацию и понимать настоящие потребности, а иногда — их отсутствие.

«Сториномика: Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире», Роберт Макки

Хотите перестать наслаждаться любым художественным произведением, вместо этого раскладывая его на компоненты сторителлинга, выискивая там героя, антагониста, конфликт и, пытаясь угадать, какая трансформация произойдёт к финалу? У этой книги есть такой побочный эффект. Классическое произведение по сторителлингу, адаптированное под нужды маркетинга.

Художественная литература

Несмотря на обилие полезной профессиональной литературы, не могу не упомянуть художественную. Тут советовать можно бесконечно. Классика, драматические произведения — бесценный источник инсайтов о человеческих эмоциях, чувствах. Когда-то исследовала тему «мужской дружбы», что за ней стоит — практически все ответы нашла у Ремарка в «Трёх товарищах». А вот цитата из романа Виктора Пелевина «Поколение П»:

«Его внимание привлекла реклама Аэрофлота, где по трапу, приставленному к увешанной райскими плодами пальме, поднималась семейная пара. «Вот идиоты, — подумал Татарский. — Кто ж такую рекламу только делает? Допустим, надо человеку в Новосибирск лететь. А ему обещают, что он в рай попадёт. А ему, может, в рай ещё рано, может, у него в Новосибирске дела…» а там всего несколько шагов до “Там, где вас ждут” от Utair.

В приключениях, фантастике можно подсматривать, как нестандартно решать проблемы и думать “out-of-the-box”.

Читайте также:

Динара Ахметова: как один пресс-релиз помог понять интересы зарубежных рынков и выстроить международный PR

27 января

«Нам мало что осталось показать своим детям, не говоря уже о туристах»: столица глазами архитектора

20 января

Реклама, которой нас удивляли бренды на новогодних праздниках 

20 января

Популярные новости

Редакция PR.uz «забрифовала» нейросеть Midjourney нарисовать логотипы городов Узбекистана

Портал Visual Capitalist назвал топ-50 самых посещаемых веб-сайтов в мире

Маркетинговое агентство ANYWAVE провело комплексный ребрендинг компании Promavto.uz

Ledokol Group назвал тренды digital-маркетинга Узбекистана в 2023 году

Стоимость 30-секундной рекламы Super Bowl LVII этого сезона может превысить $7 млн

Уход персонажей M&M’s из рекламы может обернуться громким возвращением на Super Bowl

CLICK выпустил серию TVC-роликов о возможностях платежных операций в своем Telegram-боте

Косметический бренд L’Oreal сменил свой легендарный слоган «Ведь ты этого достойна»

Динара Ахметова: как один пресс-релиз помог понять интересы зарубежных рынков и выстроить международный PR

Больше новостей