07 февраля 2024

Обзор рынка труда в Узбекистане и Казахстане: вызовы, различия и схожие черты

Стаффинговая группа ANCOR выявила топ-5 факторов при выборе работодателя, приоритетные каналы по поиску работы, самые привлекательные отрасли, причины увольнений и другие важные аспекты.

Фото: PR.uz

Стаффинговая группа ANCOR провела исследование, выявив различия и схожие черты рынков труда в Узбекистане и Казахстане. Согласно анализу восприятия бренда работодателя The Talentist выяснилось, что две влиятельные страны Центральной Азии сталкиваются с разными вызовами и динамикой в области кадровых ресурсов.

Бизнес на обеих территориях в той или иной степени страдает от дефицита кадров, но происходит это по разным причинам. Компаниям, развивающим бизнес в этих странах, особенно важно понимать мотивацию кандидатов при выборе работы, чтобы максимально эффективно привлекать и удерживать нужный персонал. Ситуация осложняется тем, что перспективная молодежь предпочитает работать за границей.

Значение денег для жителей стран сильно различается: в Узбекистане – 48%, в Казахстане – 85%. На втором месте в Узбекистане (43%) приятная рабочая атмосфера, в Казахстане (78%) финансовая стабильность. Третье место у жителей Узбекистана занимает интересная работа (42%), а у казахстанцев — гарантии долгосрочной занятости (67%).

Самими привлекательными отраслями для работы были названы: в Узбекистане — финансовые услуги, транспорт и логистика; в Казахстане – автобизнес и транспорт.

Что касается конкретных компаний, то самыми привлекательными работодателями Узбекистана были названы: Uzbekistan Airways, Лукойл Узбекистан, Hamkorbank. В Казахстане топ-лист сформировали: Тенгизшевройл, Air Astana и Карачаганак Петролеум Оперейтинг.

Топ-5 факторов при выборе работодателя:
  • Больше всего люди хотят иметь собственное дело: в Узбекистане – 17%, в Казахстане – 37%
  • Работа в международной коммерческой компании: у узбекистанцев – на пятом (9%), у казахстанцев – на третьем месте (14%).
  • Говоря о работе по контракту: в Узбекистане (32%), и Казахстане (32%) люди предпочитают небольшие компании до 100 человек.
  • На четвертом месте для жителей Узбекистана: качественные продукты и услуги – 42%, Казахстана – приятная рабочая атмосфера (63%).
  • На пятом: в Узбекистане – удобное расположение офиса (41%), в Казахстане – качественные продукты и услуги компании – 60%.

Общая тенденция показывает, что привлекательность позиций в крупных корпорациях утратила свою прежнюю силу для значительной доли кандидатов. Некоторые предпочитают работу в небольших или средних компаниях, а другие даже не рассматривают возможность трудоустройства по найму. В данном контексте возникает важный вопрос о том, что работодателям следует активнее прислушиваться к мнению кандидатов и сотрудников, поскольку интерес к компании теперь зависит не только от ее известности.

— Оксана Ткаченко, директор по рекрутменту ANCOR Узбекистан

В целом люди склонны скорее оставаться на своих должностях, чем менять их. Подавляющее число респондентов каждой из стран за последние 12 месяцев оставались на прежнем месте работы: 85% в Узбекистане и 74% в Казахстане. Что касается поиска новых мест работы, то в Узбекистане этот показатель – 11%, в Казахстане планируют в ближайшее время сменить работу – 19%.

Причины смены работы (по приоритетности)
  1. Слишком низкая зарплата: в Узбекистане – 19%, в Казахстане – 43%
  2. Отсутствие удовлетворения от своей деятельности: 16% в Узбекистане и 31% в Казахстане
  3. В Узбекистане – не подходящий график работы (16%), в Казахстане – дефицит возможностей карьерного роста (28%)
  4. Чрезмерная нагрузка в Узбекистане (16%), недовольство руководством компании в Казахстане (25%)
  5. Недовольство руководством компании (Узбекистан, 14%) и чрезмерная рабочая нагрузка (Казахстан, 24%).

Большая часть работников в обеих странах Центральной Азии хотели бы получать поддержку со стороны работодателя и показатели почти одинаковые: 67% для Узбекистана и 62% для Казахстана.

Здесь на первом месте для узбекистанцев: помощь с оплатой или покупкой жилья (20%), а для казахстанцев – удобный рабочий график (33%). Завершает Топ-5 в странах: в Узбекистане – занятия спортом (19%), в Казахстане – помощь в переквалификации (17%).

Между тем, сотрудники придают не меньшее значение льготам, которые работодатель может обеспечить со своей стороны.

На первом месте для узбекистанцев по льготам: компенсация проезда к месту работы (74%), для казахстанцев – материальная помощь в трудных ситуациях (82%). Завершает Топ-5 в странах: компенсация сотовой связи для узбекистанцев (72%) и компенсация проезда к месту работы (76%) для казахстанцев.

Каналы поиска работы кандидатов в Узбекистане и Казахстане (по приоритетности)
  1. В Узбекистане на первом месте – социальные сети и мессенджеры (23%), в Казахстане –работные порталы (60%)
  2. В Узбекистане – порталы вакансий и доски объявлений (22%), Казахстан – личные связи (46%)
  3. Узбекистан – личные связи и рекомендации (19%), Казахстан – социальные сети (36%)
  4. Узбекистан – поиск в интернете (15%), Казахстан – поисковики (33%)
  5. Узбекистане – государственные службы занятости (13%), Казахстан – ярмарки вакансий (13%).

Немаловажную роль играет проверка кандидатом репутации работодателя. Если в Казахстане (38%) люди в первую очередь руководствуются мнением друзей и семьи, то в Узбекистане (21%) на первом месте социальные сети и мессенджеры. В последнюю очередь узбекистанцы решают лично посетить компанию (14%), а казахстанцы ориентируются на порталы с вакансиями (35%).

Читайте также:

Эксклюзив: Доля «Сбербанка» в ТВ-рекламе Узбекистана составила 15%

03 мая 2024

ISHONCH совместно с креативным агентством «Синтез» завоевал 3 бронзы на E+ Awards

03 мая 2024

Airbnb предложил переночевать в домах из популярных фильмов

02 мая 2024

Популярные новости

Рекламный рынок Узбекистана: инвестиции и драйверы медиа в 2024-2025 годах

Рейтинг лучших по версии AdAsia: в списке 12 агентств по коммуникации из Узбекистана

Клип узбекской певицы на YouTube – на 2 месте среди самых просматриваемых в мире

Тренды в PR 2024: как брендам заботиться о репутации в этом году

Reputation Day 2024: как прошла первая в Узбекистане конференция по управлению репутацией брендов

Инструкция по применению: что такое programmatic в наружной рекламе и в чем его выгода?

NATIVE VIDEO – как один из самых востребованных форматов видеорекламы в Узбекистане

Pinterest назвал пять главных оттенков на 2024 год

DJ King Macarella стал амбассадором бренда EVOS

Больше новостей